«Вас приветствуют Марина Кундозерова и Татьяна Пугачева, руководители театра кукол-марионеток «Веселинка». Мы занимаемся театрализованными представлениями для детей и не только… Мы несем детям радость!» — так они пишут на странице театра в соцсети. Но, поверьте, и взрослым тоже немало радости дарит эта встреча — в этом я убедилась на одном из представлений.
Все сами
Они такие, типично апатитские женщины — легкие, улыбчивые, с огоньком в глазах. Их легко узнаешь в лицо — либо в кружке с ними в юности занимался, либо детей вместе в сад водил, либо где-то на городских концертах виделись. Они самостоятельно могут практически все и с годами только прибавляют себе дел и увлечений. При этом абсолютно не рисуются, деликатны и скромны. Словом — типично апатитские женщины…
В день нашей встречи Марина Кундозерова и Татьяна Пугачева проводили в клубе «Счастливые родители» семейный выходной, где дети с родителями вместе смотрят спектакль, а потом, также вместе, под руководством педагога клуба, мастерят сувенир-поделку по его мотивам.
Воскресным вечером малыши сопереживали, смеялись и болели за тигренка, который помогал своей подружке — пчелке, и даже добыл для нее волшебный цветок, подружившись по ходу пьесы со множеством характерных героев. А еще тут были замечательные песни и спецэффекты — звуковые и световые. По крайней мере, шум водопада и сверкание молнии были вполне убедительны.
Деревянная ширма — единственное, что Марине и Татьяне помогли делать мужья. Все остальное — дело их рук: это и подъемный занавес, и задники с аппликациями к каждому действию спектакля, и, конечно же, куклы — их в «Веселинке» почти пятьдесят.
Куклы у нас есть сшитые и связанные, — рассказывает Татьяна. — Есть и такие, что мы купили в магазине и переделали под артистическое амплуа. Отдельно есть куклы с лицами — рисуем их сами. Причем все они у нас объемные, набивные, не пальчиковые — закрепленные на каркасах с лесочными подвесами и деревянными крестовинами. Все двигается — руки, ноги, лапы, головы: наши куклы должны шагать и даже бегать.
Сказки артистки «Веселинки» тоже сочиняют или адаптируют сами – все они в стихах и для детского восприятия очень качественные. Сегодня их ровно 18, еще одна на подходе. Что касается звука, то песни пишут самостоятельно, говорят множеством разных голосов за всех многочисленных героев, записывают музыкальное оформление, а поют вживую, прямо во время спектакля. И тут у них никаких сложностей не возникает: и Марина, и Татьяна — музыкальные руководители в детских садах. Татьяна работает в саду №61 в Апатитах, а Марина — в Титане.
— Наш театр появился в мае 2005 года, — рассказывает Марина Кундозерова. — Мы тогда работали вместе в детском саду и видели, какого низкого качества бывают постановки гастролеров. Иногда возмущались даже. И тогда у Татьяны родилась идея — сделать собственные постановки. Мы, как педагоги и родители, точно знаем, как именно нужно преподносить дошкольникам информацию, чтобы она была и увлекательной, и безвредной, и познавательной. У нас в сказках всегда есть мораль, но без назидания, в веселой, игровой форме, исподволь. И если мы креативные люди с умением петь, выступать и что-то руками делать, то почему бы нам не взять на себя такую миссию — образовательно-развлекательную?
Репетиции в съемной квартире
А как они пишут сказки? Да еще в стихах, и весьма складных, с теплым, добрым юмором?
— Просто приходит идея в голову! Бывает, даже в пути на гастроли — одна за рулем, а вторая строчки записывает, — объясняет Татьяна. — Вот сегодняшняя сказка о дружбе — это полностью Маринин сюжет: она увидела в магазине тигренка, мы его купили и переделали в театральную куклу, а потом она подметила сходство его и пчелки, и решила сделать друзьями. Так и родилась история.
У нас много сказок, которые мы переложили в стихотворную форму, такие, как «Маша и Медведь», например — просто дошкольники куда лучше воспринимают рифмованные строчки. Ну и «Три поросенка» у нас тоже в собственной интерпретации: в ней много погонь, динамики — детям нравится! А сказка «Терешечка» — народная, ее мы тоже переложили в стихах.
Что касается гастролей, то их у коллектива много — и по городам области, и в соседней Карелии, а однажды «Веселинка» отправилась на театральный фестиваль народных сказок в Испанию, и внезапно заняла там первое место. Говорят, испанцы были в восторге от «Репки», а некоторые зрители, заслышав музыкальное сопровождение, бросились танцевать.
Но кукольный театр предполагает немалое количество реквизита — гастролеров сразу узнаешь по количеству баулов! А чтобы все это подготавливать и хранить, Марина с Татьяной снимают отдельную квартиру. Там у них и пошивочный цех, и мастерская, и репетиционная. Особой технике владения куклами их никто не обучал — все сами, путем проб и старания. Причем куклы в «Веселинке» увесистые, самая тяжелая — фигурка Деда Мороза. За сорок минут рука ой как устает!
Очень много дел
Спрашиваю о семьях, ведь наверняка на работу и творчество времени у женщин уходит немало. Татьяна и Марина смеются: мужья музыкальных руководителей детских садов — люди терпеливые, ко многому привычные, безропотно пилят, строгают и во многом помогают:
— Мой муж однажды буквально вышел на сцену, вернее за ширму — играл за Татьяну, которой пришлось срочно уехать, — рассказывает Марина. — Он водил кукол, а мне пришлось говорить за все персонажи и это было очень трудно! Но мы справились.
— Мой, Валерий, такого счастья пока не имел, — смеется Татьяна. — Но Деда Мороза в садике замещал.
Дети актрис уже взрослые — сын Татьяна живет отдельно, а у Марины две дочери и трое внучат. Они не просто смотрят спектакли — они и есть главные ценители, на них «Веселинка» обкатывает свои постановки. И конечно, детям очень интересно бывать в мастерской мини-театра, там они и шить иногда помогают.
Но почему еще лица Татьяны и Марины показались мне знакомыми? Обе они имеют прямое отношение к коллективу Дворца культуры «Заполярье» — Татьяна в нем пела, а Марина до сих пор танцует, хотя, по ее словам, просится на пенсию. Впрочем, пенсия — это кокетство, ведь в прошлом году Марина Кундозерова организовала свою собственную танцевальную группу под названием «Аллегрия», где женщины любого возраста и комплекции осваивают фламенко. В день спектакля, кстати, у «Аллегрии» была премьера на сцене ДК, в сборном концерте «Зимняя жара» — оттуда Марина примчалась играть роль тигренка в спектакле «Веселинки».
— Когда говорят, что в Апатитах жить скучно, мы очень удивляемся — не хватает времени ни на что, спать даже некогда, — говорит Татьяна. — В пандемию у нас было множество занятий, мы столько дополнительных знаний почерпнули! Да и сказка у нас новая на подходе, про корову и кота Ваську — приходите на премьеру, дорогие дети и взрослые!