Наука раскрывает преступления

Апатиты. Чем ученые помогают правоохранительным органам

Куда только не заносят репортера криминальные темы!
Но вот чтобы преступление стало поводом для похода в Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И.В. Тананаева КНЦ РАН — это совершенно неожиданно. Но так оно и произошло, и более интересного разговора я не припомню.

Жуткая смерть

На днях областное управление Следственного комитета РФ разместило информацию об окончании судебного следствия по двум преступлениям 2019 года. Одно из них потрясло не только жителей Мурманска, где оно и произошло, но и многих жителей области.
11 марта в областном центре пропала 13-летняя школьница. Листовки с просьбами помочь в розыске девочки мгновенно разнеслись по социальным сетям. Тогда ее исчезновение очень много обсуждали, прежде всего, жители Мурманска. Многие связывали пропажу подростка с другим криминальным случаем — несколькими месяцами ранее девочка участвовала в групповом избиении сверстницы. Как раз в марте по этому делу суд должен был вынести приговор, и вынес. Всем, кроме нее — девочка к этому моменту исчезла. Накануне пропажи школьница записала и выложила в сеть видео с покаянием и извинениями. Из дома она сбегала и раньше, так что, сопоставив все факты, жители Мурманска сделали вывод: девочка опять ушла из дома, спряталась, чтобы избежать наказания.
Реальность оказалась гораздо страшнее.
Искали ее несколько месяцев, и только в июне 2019 на сайте Управления СКР по Мурманской области появилась информация о том, что поиски окончены, потому что пропавшую убили, расчленили и сожгли. Написали коротко и без подробностей.

Прошло больше года, и вот новое сообщение. Житель Мурманска 1979 года рождения признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 4 статьи 162 УК РФ (разбой, совершенный с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего), пунктом «в» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство малолетнего). Суд приговорил его к 22 годам лишения свободы и штрафу в 200 тысяч рублей. Последнее обвинение как раз и касалось пропавшей мурманчанки.

Как установило следствие, 11 марта 2019 года этот мужчина встретился с нею — дочерью своих знакомых — около своего дома. Между ними произошла ссора, во время которой мужчина причинил девочке телесные повреждения, повлекшие смерть. Чтобы скрыть свое преступление и избежать уголовной ответственности, он расчленил тело ребенка, сложил в сумку части тела, а потом сжег их в гараже, который снимал.

Из сообщения Управления СКР:

«По уголовному делу выполнено свыше 30 судебных экспертиз, допрошено более сотни свидетелей. Для поиска без вести пропавшей девочки привлекалось свыше 300 человек, задействовались беспилотные летательные аппараты. В ходе поисковых мероприятий осмотрено более 200 автогаражей и заброшенных строений, городские коллекторы и канализационные шахты. При помощи криминалистической техники обнаружены частные камеры наружного наблюдения, видеозаписи которых позволили установить обстоятельства совершенного преступления. С применением специальных химических веществ и источников криминалистического света удалось обнаружить замытые следы крови на обивке ванной комнаты подсудимого. Благодаря специальным приемам фотографирования и физико-технической экспертизе установлен механизм их образования».

Спросите, при чем тут Апатиты и сотрудники Института химии? А при том, что только они смогли провести уникальные экспертизы, которые помогли следствию при сборе доказательной базы.

Кропотливая работа

Ну, а теперь слово самим ученым, а точнее сотрудникам аналитического отдела Института химии. Только все ими поведанное, в целях конфиденциальности, будет в пересказе.

Итак, оказывается, наши специалисты уже давно помогают правоохранительным органам и МЧС тем, что проводят сложные экспертизы. Во времена, когда в милиции еще не было возможностей делать экспертизы наркотических средств, там специально дежурил работник аналитического отдела института. Были и, казалось бы, курьезные случаи. Вот кто бы поверил в заявление человека о том, что его хотят отравить, потому что он при варке курицы обнаружил в ней ртуть? Но экспертиза, которую провели ученые-химики, подтвердили это заявление. Вот так человеку жизнь спасли.
Был еще один случай, но не у нас, и тоже про ртуть, она якобы текла из крана. Каким бы абсурдным ни было это заявление, но сотрудники отдела провели экспертизу воды. Ртути в ней не обнаружили, чем, наверное, успокоили взволнованных граждан.

В отделе ИХТРЭМС рассказали про массу интереснейших исследований, которые тут могут провести и проводят. Слушала я эти истории, как детектив. Наверняка, многие знают, что человеческий волос — ценнейший источник информации. Так я вам скажу, в книжках этот факт сильно преуменьшают. По нему ученые поймут не только то, что в организм длительное время поступает некое отравляющее вещество, но и определят с точностью до месяца, когда человек впервые его принял. А еще расскажут, чем хозяин волоса питается, какую воду пьет, а эти данные позволят им предположить, из каких он краев. В общем, знаменитые сериалы про фантастических экспертов и рядом не стояли с тем, что умеют в Институте химии. Его сотрудники помогали докопаться до истины после трагедий — на рудниках, в военных частях и при расследовании преступлений. В общем, обращение за помощью из управления СКР не стало чем-то из ряда вон выходящим.

Как рассказывают в отделе института, в криминалистических лабораториях просто не хватает базы, то есть дорогостоящего оборудования, необходимого для проведения некоторых экспертиз. В нашем же ИХТРЭМС есть оборудование, которое позволяет определять следовое количество как органических, так и неорганических веществ. Кроме оборудования для проведения сложных экспертиз, нужны еще и люди, которые умеют работать с подобным оборудованием, у которых есть опыт и навыки, способность проанализировать информацию, причем не только ту, что получили в результате проведения исследований, но и ту, которая была опубликована по данной теме ранее. Только такая кропотливая и тщательная работа позволит эксперту дать профессиональное, аргументированное заключение. Узнав все это, понимаешь, что множество экспертиз подвластно только ученым. Поэтому уже и не удивляет, что именно к ним обращаются из правоохранительных органов.

Польза для всех

По мурманскому делу надо было провести несколько исследований. Кстати, в подобных делах ученые, как и следователи, стараются отстраниться от происшедшего. Здесь это было особенно важно — им предстояло выяснить, есть ли в представленных образцах пепла, останки ребенка. Это если говорить простым обывательским языком. На самом деле нашим ученым во время первого исследования предстояло установить, есть ли в образцах костные останки. И делали это по соотношению химических элементов. Кстати, если кто не знает, основной минерал костной ткани — апатит, дальше в химию углубляться не буду.

Во время второго исследования изучали образцы, похожие на костные останки, и по его результатам надо было ответить — являются ли они таковыми. Потом проводили исследования другими методами, суть которых уж точно сможет понять только химик. В итоге, как пишут на сайте управления СКР,

«несмотря на то, что преступник полагал, что полностью уничтожил тело, привлеченные сотрудники Кольского научного центра РАН в результате проведения уникальной химической экспертизы, в ходе которой было выполнено несколько десятков экспериментов, смогли установить в обнаруженных золе и пепле наличие микроэлементного состава, характерного для зольного остатка организма человека».

Результатом этой экспертизы стало не только заключение, которое вошло в доказательную базу, но и научная статья, которая отправлена в печать и должна помочь криминалистам при проведении экспертиз. И, как говорят в отделе, будет еще одна, потому что тема исследования важная и нужная.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *