…25 ноября 1980 года было снежным и холодным — люди, пришедшие на торжественную церемонию, тепло одеты, на мужчинах меховые шапки, женщины кутают носы в воротники. А рядом с Горным институтом белым-бело: сегодня тут высоченные ели, а тогда памятник установили в абсолютно пустынном скверике. По фотографиям из архива КНЦ РАН можно судить, насколько важным был этот день для горожан — открытие проходило массово.
Открытие памятника Ферсману было приурочено к важной дате — 50-летию Кольского научного центра РАН (тогда КФАН СССР), а если быть досконально точными, то в честь 50-летия со дня основания Хибинской горной станции Академии наук СССР имени Кирова, которой 15 лет руководил Ферсман. Именно из нее позже «проросла» вся наука Кольского Заполярья.
Важной дате, между тем, был посвящен выпуск номера газеты «Кировский рабочий» от 27 ноября 1980 года. Передовица открывалась заметкой о торжественном заседании, посвященном полувековому юбилею КФАН, которое прошло во Дворце культуры — открывал его своим докладом председатель президиума филиала Г. И. Горбунов. Целая страница была отдана заметкам под общим названием «Центр науки в Заполярье» с отчетной статьей секретаря парткома КФАН В. Петрова под заголовком «Силы и знания — Родине». Также в ноябрьском номере был опубликован материал Нины Рыжовой о том, что весной 1980 года апатитскому Дому пионеров было присвоено имя первого советского исследователя Хибин. Ради этого звания школьники из поисковой группы полтора года собирали краеведческие материалы о деятельности Ферсмана и его последователей. Пионеры завязали переписку с родными и друзьями академика, а также с теми, кто был в его экспедициях, а на открытие маленького музея пригласили ветеранов — геологов Антонову и Волкову, которым довелось работать с Ферсманом. Позже в Дом пионеров пришло письмо от внука академика, ленинградского инженера, — он сообщил о кончине вдовы Александра Евгеньевича, Екатерины Матвеевны, которая помогала пионерам создавать музей в Апатитах…
А вот об открытии монумента возле Горного института в газете всего лишь маленькая новость — «Памятник первопроходцу». В ней речь идет о митинге, который открыл председатель Апатитского горисполкома Бессмертный, он предоставил право открыть памятник академикам Сидоренко и Соколову, а также председателю президиума КФАН Горбунову. «Под аплодисменты многочисленных участников митинга их взгляду предстает скульптура из красноватого гранита на высоком пьедестале. Ее автор — московский скульптор Е. Б. Преображенская».
На митинге, кроме прочих гостей, выступили председатель кировского горисполкома Киров, начальник МГРЭ Чувилин, а также сама скульптор — Елена Преображенская.
Елена Борисовна, кстати, не раз бывала на Кольском полуострове, как руководитель группы молодых художников привозила их сюда на этюды.
Преображенская родилась в 1943 году в семье художников, ее дар заметил великий Сергей Коненков и направил ее учиться в «Строгановку» — в Московское высшее художественно-промышленное училище, которое она окончила 1966 году.
Работала Елена Преображенская как в монументальном творчестве, так и в станковой миниатюре, создавала портреты деятелей науки и культуры. Ее авторству принадлежат памятники Гоголю, Пушкину, Бородину. А за создание в 1999 году бронзовой скульптура «Сергий Радонежский» для храма Христа Спасителя в Москве она была награждена памятной медалью Российской Академии художеств. Произведения художника и скульптора находятся в 24 музеях страны и зарубежья. Ушла из жизни Елена Борисовна в 2008 году.
Чем же уникален этот монумент, возможно, спросите вы. Во-первых, необычной формой — нечасто встретишь такое соотношение перспективы: очень высокий, лаконичной формы постамент с аккуратной, неброской надписью «Академик А. Е. Ферсман», и довольно небольшой, почти в натуральную величину, бюст. Во-вторых, сам материал, неошлифованный, не «блестящий», а матовый красный уральский гранит. Елена Преображенская вовсе неслучайно выбрала такой материал, ведь Александр Ферсман посвятил изучению этого края немало своей жизни. Она изобразила ученого спокойно смотрящим вперед, со сложенными на груди руками — в подобной позе он был запечатлен на различных фотопортретах.
Мы сегодня не можем утверждать, принимала ли во внимание скульптор особые погодные условия Кольского Заполярья, когда планировала свой монумент. Однако именно погода добавляет памятнику Ферсману особое, неповторимое очарование — с каждым снежным днем фигура его становится все значительнее, а концу зимы академик буквально одевается в высокую шапку-папаху и богатый окладистый воротник…
Памятник Александру Евгеньевичу Ферсману в Апатитах — необычный, непохожий на другие мемориальные скульптуры. На него всегда обращают внимание и гости города, и местные жители. Вероятно, поэтому прошлой осенью группа мурманских художников выбрала именно его, как особый символ Апатитов, и разместила на открытках и плакатах в серии, посвященной самым разным городам Кольского полуострова.