«Из Мурманска — на весь мир» — под таким девизом прошел двенадцатый «Северный характер» в Мурманске. Он всегда славился фильмами-конкурсантами, которые показывали не только на фестивале, но и в кинотеатрах, кафе, библиотеках и других культурных местах региона. А еще интересными встречами, знакомствами, мастер-классами и концертами. Но нынешний фестиваль оказался исключением из правил…
Новый формат
Во-первых, «Северный характер» перенесли с марта на ноябрь. Во-вторых, фильмы можно было посмотреть в зале «Океан» конгресс-отеля «Меридиан» лишь ограниченному числу людей — режиссерам и журналистам. Желающие могли увидеть ленты в некоторых кафе региона, но самую большую аудиторию собрали, по понятным причинам, онлайн-показы в соцсетях и на Ютуб-канале фестиваля.
— Мы решили, что не будем менять участников из-за переноса дат фестиваля, — рассказала его президент Светлана Солдатова. — Но программа сократилась на два фильма, поскольку авторы решили их доработать. Поэтому вместо 60 отобранных лент в конкурсной программе участвовало 58. К сожалению, не все они оказались доступны обычному зрителю, а только 38 — столько разрешений от авторов было получено на онлайн-показы. Все конкурсные произведения смогли увидеть лишь члены жюри.
Самой большой трудностью в этом году для нас стало сохранение фестивальной атмосферы при проведении его в камерных условиях.
У нас мировая аудитория, хотя фестиваль небольшой, но к нему могут присоединиться жители разных стран — хотя бы в качестве зрителей. Традиционно на «Северном характере» режиссеры осветили темы экологии, защиты окружающей среды, природопользования, человека в Арктике.
Вторым основным направлением кинофестиваля остаются вопросы развития кинопроизводства. Мы очень заинтересованы в том, чтобы сценаристы и режиссеры приезжали работать на Кольскую землю, а местный бизнес нашел для себя новые возможности для развития. И желаемое получается: в 2020 году у нас были сняты «Белый снег», «Молоко» и «Кольская сверхглубокая», на днях завершился второй этап съемок сериала «Иван».
На Алтае
Фестиваль длился четыре дня. Перед показами ведущий приглашал режиссера фильма на сцену, если он приехал лично, или связывался с ним в Zoom.
19 ноября состоялась премьера картины «Человек Земли. Алтай» — его режиссер Екатерина Лагода не смогла прибыть в Мурманск из-за болезни.
Этот документальный фильм снимался в рамках медиапроекта *** России «Человек Земли». По задумке сотрудников фонда, звезды должны были отправиться в отдаленные уголки нашей страны, чтобы своими глазами увидеть работу природоохранных команд.
…1 июля 2019 года на Алтай уехали певец Митя Фомин и телеведущая Елена Летучая. Здесь живет снежный барс или ирбис — самая скрытная большая кошка на планете. А еще тут без устали трудится команда природоохранников — волонтеры и сотрудники *** и национального парка «Сайлюгемский».
Так зачем же смотреть этот фильм? Во-первых, можно услышать истории человека, который собственными глазами видел снежного барса. Это случилось всего один раз за все 15 лет, что он посвятил работе по сохранению ирбиса. В России, по подсчетам специалистов, их чуть больше шестидесяти. Во-вторых, вы увидите, как Лена Летучая собирает бутылки на берегу реки, готовит еду на открытом огне и месит тесто, а Митя Фомин колет дрова и таскает воду. В-третьих, после просмотра фильма вы узнаете, что такое кизяк и чем он полезен, зачем закапывать соль в горах и почему важно собирать экскременты не только за своей собакой…
На Алтае звезды провели всего четыре дня, но впечатления остались до сих пор. Ими они поделились в Zoom.
— Знаете, когда мы пробыли с сотрудниками нацпарка некоторое время, и когда увидели, как они работают, я поняла — это такие фанаты своего дела! — восхищенно говорит Елена Летучая после просмотра фильма. — Вы представляете, как там зимой? Минус 30-40 градусов, ветер, буря, а им все нипочем! Так могут работать люди, любящие свое дело. Когда я встречаю их, я искренне восхищаюсь, вот они — герои!
— Мы видели следы снежного барса и любовались снимками в фотоловушке, — подхватывает Митя Фомин. — Работали со специальным приложением, которое позволяет систематизировать и отслеживать любые признаки присутствия животных в дикой природе. Во время обходов мы видели очень много птиц, а однажды встретили целое стадо баранов аргали, представляете?!
Охоты нет
Как же знаменитости согласились на такую авантюру?
— На Алтае я бывал не раз, — рассказывает Митя. — Но было приятно оказаться здесь не с гастролями, а с определенной миссией. Мне кажется, что выполнили мы ее не до конца, так как не так много людей узнали о проблемах дикой природы. Об этом по-прежнему не говорят на федеральных каналах, баннеры не висят на дорогах…
Я считаю, нам нужно менять законодательство, чтобы у людей даже мысли не возникало вредить природе и животным, охотиться вне сезона и без лицензии, устанавливать чудовищные ловушки, и везде оставлять за собой мусор.
— Ситуацию можно как-то изменить?
— Это требует огромной образовательной работы на уровне семьи и школы.
Например, на территории парка живут несколько семей, которые привыкли быть рядом с животным миром, и они до сих пор не могут понять, почему должны изменять своим привычкам? Хотя сотрудники парка, волонтеры активно общаются с ними и рассказывают о пользе защиты природы. Местным платят за содействие в деле сохранения снежного барса, но в целом они продолжают жить своей привычной жизнью.
После этой поездки я особенно ратую за то, чтобы узаконить трофейную охоту, как в странах Африки, где охота возведена в одну из прибыльных статей дохода государства. Там желающий увезти трофей должен получить разрешение. Благодаря такому подходу растет туризм и средний чек пребывания в стране, а территория параллельно получает хороший доход от экотуризма. В России эти деньги можно зарабатывать, а затем тратить на сохранение исчезающих видов. А в нашей стране охоты просто нет, у нас сплошное браконьерство! Ответственность и наказание практически отсутствуют. Нет института образования для егерей и лесничих.
Большинство призов уехало в Норвегию
21 ноября состоялось награждение и церемония закрытия фестиваля «Северный характер». Как работало жюри в трудный год, рассказал один из судей, Дмитрий Ермолаев, мурманский писатель и историк кино.
— С коллегами мы общались в Zoom, но наши творческие споры были напряженными, как если бы проходили в реальном времени. Сталкивались не только разные мнения, но и разные киношколы. Потребовалось даже дополнительное заседание, чтобы прийти к единому решению.
Церемония награждения была необычной. Члены жюри и режиссеры — кто оффлайн, кто онлайн — появлялись на сцене. Кто же получил призы? От Фонда защиты дикой природы награждена Наталья Карачкова с лентой «Дикие и свободные». Мурманское областное отделение Русского географического общества отметило работу Михаила Малахова «Дороги Аляски», а региональный Союз журналистов — «Всходы коммунизма на Терском берегу Белого моря» Александра Трофимова.
В номинации «Короткометражный игровой фильм до 30 минут» гран-при жюри присудило фильму финского режиссера Леены Кейккя «Маникюр в Ялсярви». Диплом первой степени присужден работе мурманчан Алексея Рогового и Руслана Мавлютова «Нереида — дети войны».
От Центра развития кинопроизводства призы получили Елена Рябцева с фильмом «Юман» и Владимир Фекленко с картиной «Клоун».
В номинации «Телевизионная программа до 60 минут» диплом первой степени и главный приз взяли представители норвежского канала НРК: Хельга Бонес и ее работа о деятельности спасателей под названием «113» и Эйлиф Бремен Лансенн «Ледяной холод».
В категории «Документальный фильм до 60 минут» диплом первой степени был вручен московскому режиссеру Борису Дворкину за ленту «Белое безмолвие», а гран-при отправилось опять в Норвегию к Эйлифу Бремену Лансенну. Члены жюри высоко оценили его вторую конкурсную работу — фильм «Хребет».
Среди документальных фильмов до 90 минут снова победу праздновали наши норвежские соседи. Диплом первой степени отправится Эмилю Рикардсену, снявшему «Арктических верблюдов», а гран-при — Эгилю Хоскьелду Ларсену за ленту «Куда возвращается человек».
Впервые в конкурсной программе «Северного характера» состязались авторы полнометражных игровых фильмов. Главный приз выиграл опять режиссер из Норвегии — Турфинн Иверсен, представивший на суд жюри и зрителей картину «Америка Оскара».
Впрочем, это еще не все призы. Перед объявлением имени обладателя гран-при международного фестиваля «Северный характер» были вручены специальные призы жюри. За лучшую операторскую работу был отмечен Эгиль Хоскьелд Ларсен в фильме «Куда возвращается человек». Лучшая режиссура, по мнению профессионалов, снова у этого же фильма, награда отправится режиссеру Эйлифу Бремену Лансенну. Члены жюри решили в этом году присудить и специальный приз — его вручили лично Руслану Мавлютову за работу «Нереида — дети войны».
Главный приз фестиваля достался фильму «Куда возвращается человек».