Сообщения из Испании, Великобритании, Бельгии и Германии доносят любопытные вести: люди в крупных городах требуют оставить пабы и рестораны открытыми даже во время ковидного пика — сила привычки требует регулярного посещения общепита. У нас нет ни протестов, ни каких-либо данных о закрытии предприятий общественного питания. Однако полгода простоя апатитские предприниматели пережили тяжело. И те, кто утверждает, что, мол, «подумаешь, доставкой обходились!», просто не понимают особенностей этого трудного бизнеса. Мы с вами — не Москва и не Питер, мы чаще едим дома, потому что готовим сами. И для многих еда из кафе или ресторана остается делом праздничным, в лучшем случае — выходным. Чтобы как-то продержаться на плаву, владельцам кафе пришлось всячески выкручиваться для «поддержки штанов». И 19 августа, когда пришло областное разрешение возобновить работу, в Апатитах открылись почти все, кроме одного заведения.
На днях предпринимателей предупредили — 16 октября вышло новое предписание Главного государственного санитарного врача Управления Роспотребнадзора по Мурманской области «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Касается оно как общепита, так и продовольственных магазинов. Документ предписывает (а вовсе не рекомендует) обеспечить в кафе и ресторанах области мероприятия, перечисленные в 40 пунктах. Почитаем?
Первое — это «входной фильтр». Перед началом каждой смены руководитель заведения должен спросить сотрудников об их самочувствии, измерить им температуру и занести ее в учетную документацию, которую правила предлагают озаглавить «Журнал здоровья». При этом каким-то образом придется обязать сотрудников отчитываться о состоянии их здоровья, в том числе о заложенности носа и кашле. Кроме того, сотрудники обязаны рассказывать о возможных контактах с больными и лицами из других стран или субъектов РФ. А руководитель — контролировать самоизоляцию работника на дому в течение 14 дней, если он контактировал с больным. Как это может сделать владелец кафе, не очень понятно.
Вот еще пункты, касающиеся взаимоотношения с работниками. Руководитель должен выделить под изолятор отдельное помещение для временного размещения подозрительно кашляющего сотрудника, изолировать там его до приезда скорой или направить в маске и перчатках домой на такси.
Вполне понятное требование — обеспечить персонал СИЗами: масками, перчатками, респираторами. Причем как на время работы, так и на дорогу с работы и на нее, с учетом замены масок через каждые три часа. Кафе должно иметь постоянный запас дезинфицирующих средств, а также СИЗов на пять рабочих дней минимум. Утилизировать маски и перчатки предписано так — поместить в два полиэтиленовых пакета, герметично закрыть и выбросить как бытовой мусор. Кроме этого, ресторатор должен обеспечить сотрудников и посетителей кафе антисептиками, одноразовыми полотенцами, а работники должны иметь с собой для перекуса еще и личную посуду. Питаться работникам кафе на рабочих местах запрещено — только в специальных комнатах.
А вот этот пункт заставил многих владельцев кафе задуматься: им предписано обеспечить соблюдение сотрудниками дистанции друг от друга на расстоянии не менее 1,5 метров. Но многие кухни в городских кафе небольшие, так как поварам готовить? И каким образом можно проконтролировать, подошел ли шеф к сушефу или обошел по радиусу в 150 см?..
Многие пункты предписания касаются дезинфекции помещений. Именно с обеззараживающими средствами должна проходить ежедневная влажная уборка всех помещений — для записей об этом придется завести второй журнал учета. Нужно дезинфицировать каждые два-четыре часа все контактные поверхности: столы, дверные ручки, перила, спинки стульев, раковины для мытья рук, витрины самообслуживания, кассовые аппараты, лотки для продуктов, считыватели банковских карт.
Какие дополнительные расходы в связи с октябрьским предписанием могут понести предприниматели, кроме закупки СИЗов на весь коллектив? Если кухня открытая — придется установить в ней пластиковый барьерный экран. Не обязательно, но рекомендовано оборудовать организации общепита современными посудомоечными машинами с дезинфицирующим эффектом. Если лишних денег на нее нет, то мыть посуду руками в максимально горячей воде с обработкой дезинфекторами. Еще вариант — перейти на одноразовую посуду. И уж точно пора избавиться от той, что со сколами и поврежденной эмалью — ее в кафе использовать запрещено.
Переходим к залу. Гостей, как известно, нужно рассаживать на расстоянии полутора метров друг от друга. И не только рассаживать — предписано, например, обеспечить ту же дистанцию при посещении ими санузла…
А вот этот пункт вызывает замешательство: «Обеспечить работу преимущественно по предварительным заказам (онлайн или по телефону), в случае заказа через официанта необходимо обеспечить соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 метров между ним и клиентом». Но если у кафе нет никакой онлайн-платформы, если и на ней за время пандемии сэкономлено? И тогда заказ на расстоянии 1,5 метра придется делать, уповая на острый слух официанта и собственный громкий голос. И тут сразу возникает второй вопрос: приняв таким образом заказ, как работник кафе должен будет его подать? С расстояния в полтора метра? Некоторые сразу предложили оригинальный вариант — на лопате.
С меню вообще интересно: предписывается «Обеспечить размещение меню для ознакомления рядом с местом приема-выдачи заказов без возможности его выдачи клиентам, либо делать в виде онлайн-просмотра (табло), либо меню должно быть в ламинированном покрытии с обязательной дезинфекцией после каждого клиента». А «В случае отсутствия обслуживания посредством официантов – место выдачи заказов и расчета оборудовать столиком для передачи заказа без личного контакта с клиентом».
Таким образом, воплотив все эти новые обязательства в жизнь, владельцы общепита должны ежемесячно предоставлять на контроль в управление областного Роспотребнадзора информацию об исполнении предписания с приложением необходимых документов. Иначе — штрафы, самые строгие: от нескольких сотен рублей за несвоевременность, до полумиллиона (в крайних случаях до миллиона), а также возможно приостановление деятельности на 90 суток.
Что же думают по поводу мер рестораторы? Они думают всякое, но работать продолжают. Потому что закрыться сейчас — это означает новые вопросы, уже от других контролирующих органов, включая главный: «Почему вы сокращаете персонал в такое сложное время»? Поэтому СИЗы закуплены, журналы заведены, чихающие отправлены с работы на такси.
А что же горожане? Какова их реакция?
— Предложение входить в кафе в маске уже никого не возмущает, скорее вызывает иронию, — рассказывает администратор одного из апатитских заведений. — А сегодня гости совершенно серьезно спрашивали, как же им в маске есть? Практически все посетители тщательно моют руки и пользуются санитайзерами. При этом с особой просьбой — предоставить одноразовые приборы и дезинфицирующие салфетки — обратился только один человек. Это было сразу же после открытия в августе. Приезжая дама нам сказала, что переболела тяжело и очень боится еще раз заразиться.
Кстати, практически все рестораторы отмечали удивительный факт: на протяжении всего лета в кафе ежедневно приходили люди и спрашивали: «А вы что, не работаете?»…