Этот отчет подоспел как нельзя кстати. Как раз тогда, когда у жителей города, в том числе и депутатов, накопилось множество вопросов на тему мусора.
Отходы в цифрах
Надежда Самутина, начальник управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля, еще во время слушания вопроса на профильной депутатской комиссии, напомнила, что в стране в 2017 году внедрили новую систему обращения с отходами, которая направлена на улучшение экологической обстановки в населенных пунктах. В нашей области статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами присвоен АО “Управление отходами” (это был конкурсный отбор). В январе 2018 года министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области подписало соглашение об организации деятельности по обращению с отходами. А еще через год в Заполярье завершили переход на новую систему обращения с ТКО, которая подразумевает договорные отношения с региональным оператором и преобразование услуги по обращению с ТКО из жилищной услуги (из состава платы за содержание и ремонт) в коммунальную услугу (отдельная квитанция).
Теперь цифры.
— В 2020 году во время инвентаризации несанкционированных свалок мы выявили — 15 свалок (общей площадью — 17196 квадратных метров и объемом — 20051 метр кубический), — рассказывает Надежда Самутина. — Их ликвидация предусмотрена муниципальным контрактом, заключенным с индивидуальным предпринимателем, на сумму в 283 тысячи 168 рублей. Всего по нему ликвидировали 960 кубометров свалок, расположенных за гаражными кооперативами №22 и №23 на улице Козлова, а также №76 на улице Строителей.
По результатам проведенных электронных аукционов образовалась экономия средств, в связи с чем, запланировано проведение нового аукциона по ликвидации несанкционированных свалок объемом 365 кубометров.
Также, по словам Надежды Юрьевны, с начала года с контейнерной площадки в Тик-Губе вывезли 321 кубометр мусора. Контракт на эту услугу продолжит действовать до конца года, его цена почти 217 тысяч рублей, работы выполняет региональный оператор.
В апреле этого года муниципалитет заключил еще один контракт с предпринимателем, касающийся ТБО — на выполнение работ по уборке мусора и благоустройству территорий в рамках проведения общегородских акций. Его сумма — 115 тысяч рублей, срок исполнения — 30 октября. Пока в рамках этого контракта по заявкам организаций вывезено 13 кубометров мусора.
Это, пожалуй, самое важное в отчете. Заметили, что в нем нет ни слова о новых контейнерах, их обслуживании и машинах, которые их вывозят? То есть всего того, что активно обсуждают жители города. Вот и депутаты доказали, что они тоже не с другой планеты.
Дискуссия
— В городе идет установка новых контейнеров — она уже закончилась? — спросил Артур Бурцев.
— Замена контейнеров началась 4 августа, этим занимается региональный оператор, — говорит Надежда Юрьевна. — На данный момент (комиссия проходила 19 августа) установлено 1164 контейнера. Да, установка закончена. До конца месяца организация “Чистый город” (подрядная организация регионального оператора в Апатитах) пообещала вывезти из города старые контейнеры. На сегодня оператор по транспортированию ООО “Экосистема” приступил к работе и вывозит ТБО с территории города.
Тут надо пояснить, что ООО “Экосистема” из Екатеринбурга появилась в городе как подрядчик апатитской организации “Чистый город”. Связано это, скорее всего, как раз с заменой контейнеров, для обслуживания которых нужны более современные машины, каких, судя по всему, нет у местной организации.
— Новые контейнеры с крышками, но, сколько я не смотрю, они практически все открыты, — продолжил депутат Бурцев. — Почему на них нет некой инструкции для людей о том, что их надо закрывать, чтобы мусор из них не разносили животные, птицы и не раздувал ветер?
— Мы рассматривали этот вопрос на совещании с представителями ООО “Экосистема” и управляющими компаниями, где, в частности, обсуждали и претензии горожан, которые не хотят в условиях пандемии лишний раз прикасаться к чему-либо, тем более к крышкам контейнеров. Представитель “Экосистемы” сказал нам, что в контейнерах возможно вырезать люки для заброса мусора. Пока это было сказано и запротоколировано, но никаких документов на этот счет у нас нет. В управляющих организациях информация об этом есть, но все переживают, что мы сейчас распилим, а потом нам претензию предъявят, мол, мы испортили чью-то собственность.
— Меня интересует смена оператора по вывозу мусора, — перевел тему Павел Чуфырев. — Не секрет, что “Чистый город” делал это варварским способом — множество контейнерных площадок повреждены. Составлялись ли акты на этот счет, и кто будет восстанавливать?
— У меня актов о разрушении площадок нет, — говорит Надежда Самутина. — К тому же сейчас актуальнее вопрос об их реконструкции под новые контейнеры с колесиками и новые автомобили.
Все о новом
Более масштабная дискуссия на тему бытового мусора разгорелась уже после заседания комиссии, на сессии горсовета, которая состоялась в минувший вторник. А все потому, что там присутствовал представитель регионального оператора по обращению с ТБО — заместитель директора мурманского филиала АО “Управление отходами” Виталий Измайлов. Именно он и отвечал народным избранникам.
О проблемах с новыми контейнерами, которые появились в том числе и в мусоросборных камерах тех домов, где есть мусоропроводы, рассказал Павел Чуфырев. По его словам, дворникам этих домов большие и тяжелые контейнеры из камер физически сложно вытащить. Ведь, не смотря на то, что они на колесах, пандусов для того, чтобы их скатить их, у подъездов нет.
— Что касается пандусов, то их обустроить должны собственники жилья либо муниципалитет. Остальные “узкие” проблемы мы готовы обсудить со всеми заинтересованными лицами, — сказал Виталий Измайлов.
Продолжение в следующем номере.