Битва за безопасность

Разрушающиеся здания, возможно, и могут быть украшением города, если представляют историческую ценность. Но и в этом случае их стараются сохранить и уж точно сделать безопасными для людей. Дом №17 на улице Космонавтов таковым не является. Мало того, что он уродует центр города, так еще и с каждым годом становится все опаснее: и для проходящих мимо, и для тех, кто в этом здании работает. Именно он стал предметов долгих судебных тяжб, которые инициировали в городской прокуратуре.

 

Принц и нищий

До недавнего времени в центре города на улице Космонавтов было два очень страшных дома — №15 и №17. В прошлом году первому повезло, и он почти полностью перешел в частные руки. Довольно быстро хозяева привели его в относительный порядок — по крайней мере, внешний вид начал скорее украшать улицу и радовать яркими красками горожан.

А вот семнадцатый дом на его фоне стал выглядеть еще ужаснее. С фасада отваливается не только штукатурка, а уже и кирпичи выпадают. Зимой с крыши течет так, что постепенно лед превращается в огромную, облепляющую стену и окна, сосульку, длиной чуть ли не до первого этажа. “Красоты” добавили и юные жители города, жутко разукрасив обсыпавшийся фасад кожно-венерологического диспансера, который расположен на первом этаже дома.

В ноябре прошлого года жительница города сфотографировала именно КВД, а потом разместила фото в социальных сетях. Оттуда они попали в СМИ, публикации в которых стали основанием для проведения прокурорской проверки. А ее результаты вылились в иск, поданный прокуратурой к собственникам дома. Их у него четыре, в разных долях зданием владеют житель города (пять процентов здания), организация (шесть процентов), АКЦГБ (у которой 24 процента здания в оперативном управлении) и городская администрации (65 процентов здания). Суть иска — обязать всех четверых принять меры к предотвращению падения штукатурки и кирпичей с фасада.

— Причем мы просили обратить решение суда к немедленному исполнению этого требования, потому что состояние фасада угрожало жизни и здоровью жителей города, — рассказывает Оксана Коваленко, старший помощник прокурора города. — Но обезопасить здание — лишь временная мера. В соответствии с законодательством и нормами крыша и фасад все равно требуют капитального ремонта. Здесь нужно учитывать градостроительное законодательство, правила благоустройства города, а также конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Поэтому в иске мы просили обязать собственников до 1 октября 2020 года произвести капитальный ремонт крыши и фасада.

В обосновании иска Оксана Владимировна указала не только законодательство и нормативные акты, но также и заключение ООО “Экспертно-проектного центра “Аркада”. И его специалисты указали, что здание, а особенно пятый этаж — ограниченно работоспособны, но главное — крыша в доме аварийная. По большому счету, именно ее состояние и является причиной основных бед дома — пока крыша будет течь, ремонт как внутри, так и снаружи делать бесполезно.

— Оксана Владимировна, почему потребовалось решать эти вопросы в судебном порядке? Разве не в интересах собственников содержать свое имущество в надлежащем виде?

— По сути да, это их прямой интерес, — говорит Оксана Коваленко. — Но договориться между собой они никак не могли.

На крыше дома на Космонавтов, 17, уже явно не первый год растет дерево. Тем временем хозяева здания дождались вмешательства прокуратуры, которая настояла на ремонте этой крыши.
На крыше дома на Космонавтов, 17, уже явно не первый год растет дерево. Тем временем хозяева здания дождались вмешательства прокуратуры, которая настояла на ремонте этой крыши.

Два против двух

В суде представитель главного собственника Космонавтов, 17, — городской администрации — иск признала частично. А именно согласилась с тем, что фасад надо обезопасить. Более того указала, что все меры для этого уже принимаются. И против необходимости очистить фасад КВД от рисунков и надписей, тоже не выступала, только объясняла, что сделать это в срок, указанный прокурором, невозможно. Причина — климатические условия (дело рассматривали в феврале). А вот против требования капитально отремонтировать крышу, да еще и в ограниченный срок, представитель администрации города категорически возражала. По ее мнению, хозяйствующие субъекты должны сами решать вопросы эксплуатации здания, то есть вмешательство прокуратуры здесь совершенно лишнее.

Позицию городской администрации представитель АКЦГБ не только поддержала, но еще и дополнила тем, что немедленно обезопасить здание невозможно, так как для этого необходимо провести процедуру заключения муниципального контракта. А также не согласилась со сроком, который предложила прокуратура, на удаление надписей с фасада.

А вот два других ответчика, точнее их представители, заявили, что с требованием прокуратуры согласны, при этом позицию администрации назвали неприемлемой. По мнению одного из них, именно администрация города, как собственник большей части здания, должна была стать инициатором и организатором ремонта дома. Также оба заверили, что готовы участвовать в этом ремонте финансово — соразмерно своим долям собственности.

К судебному разбирательству были привлечены так называемые третьи лица — областные министерства здравоохранения и имущественных отношений. И у их представителей мнение по вопросу капитального ремонта здания разошлись. Из минздрава в суд пришел ответ, в котором было указано, что в первом полугодии 2020 года часть здания будет передана в собственность городской администрации. Так что устранить нарушение (рисунки с фасада) возможно — деньги на это у АКЦГБ найдутся, а вот средств на капитальный ремонт в госпрограмме области не предусмотрено.

Из министерства имущественных отношений тоже пришел отзыв на исковые требования. В нем его представитель указал, что, согласно Уставу АКЦГБ, за ней закреплено право оперативного управления имуществом, поэтому больница обязана осуществлять его текущий и капитальный ремонт.

 

Сетки не хватит

Суд, заслушав и зачитав мнение всех участников дела, иск прокуратуры удовлетворил, но частично. Решение суда такое: обезопасить здание ответчики обязаны немедленно, убрать надписи и рисунки — в течение месяца со дня вступления решения в силу. Уточню, решение приняли в конце февраля и эти требования фактически ответчики выполнили.

А вот в требовании капитально отремонтировать крышу и фасад суд прокуратуре отказал. Все основания, а точнее нормы законодательства, по которым суд вынес такое решение, перечислять не буду — их очень много. Укажу только один момент. Согласно судебному решению, “при условии исполнения ответчиками обязанности по принятию мер по предотвращению выпадения элементов фасадной штукатурки и кирпичей фасада здания в целях предотвращения реальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности осуществить капитальный ремонт кровли и фасада здания направлены не на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а по сути, сводятся к решению между собственниками вопроса по содержанию общего имущества”.

С судом, конечно, не поспоришь, но получается, что здание, замотанное в сетку и без надписей, никому не угрожает. И сразу почему-то вспоминаются дети и педагоги клуба “Счастливые родители”, работники и посетители одной из управляющих компаний, медики и их пациенты. Все, кто постоянно заходит в это здание с аварийной крышей и явно промокающими чуть ли не насквозь стенами. Почему-то кажется, что каждый из них ежедневно опасается за свои жизнь и здоровье, ведь как предугадать, что и когда в здании от сырости отвалится или вывалится? И главное, получается, что пока владельцы не смогут договориться, ни конца, ни края этому безобразию видно не будет.

Но нет — решение апатитского суда прокуратура обжаловала в областном суде. И вот в минувший четверг там отменили решение апатитского суда в части основного требования прокуратуры. Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда доводы прокурора признала обоснованными и апелляционным определением иск прокурора города Апатиты удовлетворила в полном объеме. А это значит, что владельцы дома №17 на улице Космонавтов обязаны выполнить капитальный ремонт крыши и фасада дома. На бой за красоту, и, главное, безопасность этого дома ушло восемь месяцев. До 1 октября, дня, к которому, согласно первоначальному иску апатитской прокуратуры, ремонт должен быть сделан, осталось полтора месяца…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *