В конце прошлой недели началось… Сперва нам стали звонить читатели и спрашивать: “А вы вообще видели, что сотворили возле “Арктики”? Почему молчите про это кощунство?” Мы отправились к “Арктике” посмотреть, и правда — газоны голые. Потом нам написал известный защитник городских зеленых насаждений Александр Быстров. В его сообщении фигурировали довольно едкие эпитеты в адрес как рубщиков, так и городских властей, но в целом его мысль свелась к следующему: “С маниакальным упорством продолжают под выдуманными предлогами безжалостное сокращение городского зеленого фонда. Сначала здесь на газоне уничтожили кустарник. Теперь срубили и березы (оцените их величину и возраст по размерам пней и то, как медленно, с каким трудом в Заполярье они растут). Это были посадки в начале истории этого города — все эти 50 лет эти два ствола видимости “автотранспорт — пешеход” не мешали, а тут якобы стали мешать. Но с таким же успехом мешают видимости “автотранспорт-пешеход” и два столба с автодорожными знаками”.
А вот еще мнения читателей “ДД” о городских вырубках недели:
“Таким способом город скоро лысый будет, и так дышать нечем, еще и зелени не будет”.
“Это из-за водителей — почти все едут и не смотрят, есть ли люди на пешеходном переходе. Страшно — не успеешь шагнуть, как машина промчалась. Что ж вы гоните? А если человек поспешил и упал — будешь отвечать”.
“Вот поэтому и вырубают, чтобы видеть пешеходов! И чтобы пешеходы тоже видели машину, а то в телефоне зависают и не обращают внимания на дорогу. А еще дети летят на велосипедах — и попробуй вас рассмотри, даже при скорости 30 км! Так что виноваты бывают все, а не только водители!”
“Пыль, еще и деревья вырубают. Правильно, рубить не сажать. Каждый год все меньше деревьев. А выкорчевывать пни не надо, и так сойдет?!”
“Нравится жить в дремучем лесу? Вырубают только вдоль дороги, и эти деревья ничем не помогут против пыли”.
“В других городах если вырубают деревья, то либо сажают кустарники, либо выкорчевывают пни, выравнивают и засаживают зеленой травой. А деревья — это кислород”.
“А нам — отлично, как пешеходам, и как водителям. Зелень нужна, только ей тоже уход необходим. И кусты подрезать надо, и деревья прореживать. Пыль, опять же, не навечно оседает на деревьях, она копится и дальше летит. Город, извините, тоже проветриваться должен. А четная сторона улицы Ферсмана уже как лес дремучий. Во дворах такие “висячие сады”, что человеку среднего роста сложно пройти, не пригнувшись. Нашу зелень давно нужно приводить в порядок”.
“Получается, что наш любимый городок хотят в пустыню превратить? А по поводу того, чтобы и водителям, и пешеходам было удобно, это еще поспорить надо. Есть водители — хоть лысо все будет, а ему надо промчаться, то он это сделает и ему все равно, хоть армия пешеходов будет переходить. А по поводу деревьев, может и надо было проредить, но не тупо вырубать”.
“Вообще-то теперь многое поменяется. Вот еду я по дороге и вижу, что на вас мужик напал — я на пешеходном переходе остановился и помог вам, а если бы были джунгли, я бы мимо проехал и не увидел. Логично? Заранее увижу велосипедистов, которые едут через пешеходные переходы. А оставить джунгли вдоль дороги, какой плюс? Никакого!”
“Я посмотрю, что вы петь будете, защитники вырубки деревьев, зимой, когда на место этих деревьев нагребут трехметровые сугробы снега! Они будто бы обзору не помешают…”
“Все надо делать в меру. Город должен быть незаросшим, но тотально все вырубать… Слишком уж грустно на пеньки эти смотреть”.
“А водители не пробовали не гонять по городу? Тогда и вырубать ничего не понадобится, и у деревьев достаточно просто ветви снизу подрубить”.
“На этом месте потом посадят новые саженцы, успокойтесь. Все будет хорошо”.
Так зачем же в городе начали вырубать деревья вблизи пешеходных переходов? Конечно, все дело в обеспечении видимости — вырубку производят в соответствии с предписанием ГИБДД. Более того, деревья должны были вырубить уже давно.
В понедельник мы встретили бригаду рубщиков — подрядчиков из “Бытсервиса”, — на Фестивальной, где они ждали погрузчик, чтобы убрать с обочины спиленный кустарник: большие деревья отправляют на распил, а мелкие увозят на свалку.
— Вы думаете, нам не жалко?! — восклицает бригадир. — Мы же в этом городе сто лет живем, мы сами все это на субботниках когда-то сажали. А теперь обязаны спиливать. Еще как жалко. И себя нам жалко, когда на нас люди бросаются с проклятиями — из окон ругаются, на машинах останавливаются и угрожают, мол “морды набьем за деревья”. Разве так можно себя вести? Ведь дело не в деревьях — они не виноваты, а виноваты несоблюдающие правила водители и пешеходы. Если бы все передвигались по городу по правилам, пропуская друг друга и не превышая скорость, так может предписания не понадобились. Кстати, скажите спасибо, что они у нас “облегченные” так сказать, не по сто метров от перехода расчищаем…
И ведь на самом деле, “чистое” пространство в районе пешеходных переходов предусмотрено государственным стандартом, принятым в 2017 году. В соответствии с ним “для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений высотой более 0,5 метров”, в том числе в зоне треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.
Размеры этих нормативных треугольников впечатляют — они очень далеки от масштабов вырубки, которую проводят у нас. В Апатитах освобождают по десять метров с каждой стороны от подхода к “зебре”. А вот согласно ГОСТу, при скоростном режиме 40 километров в час “чисто” должно быть на расстоянии по 50 метров с каждой стороны. Так что спасибо тем, кто принял решение не рубить так много. Думаю, многие уже убедились, что тех десяти метров вполне достаточно для того, чтобы пешеходы и водители заранее увидели другу друга.
Осталось дождаться зимы и понять — будут ли очищенные от зеленых насаждений места так же оперативно очищаться от сугробов, которые мешают видимости совсем не меньше.
почему-то возле администрации эти стандарты не действуют и деревья не пилят. там движение тоже плотное.