Братья Поликарповы — защитники Родины

Николай Иванович  и Василий Иванович Поликарповы: братья и воины, не пришедшие с фронта.
Николай Иванович и Василий Иванович Поликарповы: братья и воины, не пришедшие с фронта.

На этих фотографиях — старшие братья моего отца. До войны в семье Ивана Поликарповича и Прасковьи Харитоновны Поликарповых было четверо детей: три сына и дочь. Семья жила в деревне Вдуль Волотовского района Ленинградской области (теперь это Новгородская область). Старший брат Николай, 1922 года рождения, был активным комсомольцем, занимался спортом: был отмечен знаком “Ворошиловский стрелок 1 ступени”, был значкистом ГТО. Его призвали в Красную Армию через две недели после начала войны, 8 июля 1941 года.

Служил в роте автоматчиков 1109-го полка 330-й стрелковой дивизии. С самого начала службы он проявил себя храбрым защитником Родины. Вот строчки из наградного листа: “Красноармеец Поликарпов находится в 1109-м полку со дня формирования полка. Примерный, дисциплинированный и храбрый боец. В боях за деревню Береговая достиг крайнего дома и оттуда открыл огонь по фашистам, уничтожил четырех немцев. 31.12.1941 года в боях за город Белев вместе со своим подразделением достиг города и заметил стрельбу немецких автоматчиков с чердаков, которые мешали продвижению пехоты. Т(оварищ) Поликарпов уничтожил здесь трех автоматчиков и обеспечил продвижение 6-й роты. В бою за деревню Слобода при поддержке пехоты тов. Поликарпов убил шесть немцев. Товарищ Поликарпов геройски ведет себя в боях, все боевые задания выполняет с точностью. Вполне заслуживает правительственной награды. Командование 1109 стр(елкового) полка ходатайствует о награждении красноармейца Николая Ивановича Поликарпова медалью “За отвагу”.

Вот что пишут историки об освобождении города Белев: “С рассветом 31 декабря 1941 г. нашими войсками была занята железнодорожная станция Белев, а через некоторое время — северная и северо-западная окраины Белева. Начались уличные тяжелые бои. Борьба шла за каждый дом, церковь, школу. К 12 часам 31 декабря 328-я стрелковая дивизия вышла в юго-западном направлении, а 330-я стрелковая дивизия выбивала фашистов, засевших в домах, в высоких храмах, на чердаках, на колокольнях. Только к 13 часам 31 декабря наши войска овладели центром города. С 31 декабря в ночь на 1 января 1942 года город Белев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков”.
Указом Верховного Совета СССР от 22 июля 1942 года “за образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество” Николай Поликарпов был награжден медалью “За отвагу”. Эта награда была второй высшей советской медалью (после медали “ХХ лет РККА”)
Следующее упоминание о своем дяде я нашла на сайте “Мемориал” — это сведения о последнем месте службы: 909-й стрелковый полк 247-й стрелковой дивизии, и о его гибели. В Донесениях о безвозвратных потерях №02113 напротив записей: “Поликарпов Николай Иванович, мл. лейтенант, командир стрелкового взвода, член ВЛКСМ” — короткая, но страшная фраза: “убит в бою 15.08.43 г.”, и местонахождения могилы: деревня Малахово Кировского района Смоленской области. Извещение о смерти — “похоронка” — отправлено матери Прасковье Харитоновне в родную деревню, но получила она его только в 1944 году…

247-я стрелковая дивизия входила в состав 10-й армии Западного фронта. В первых числах августа 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ войскам Западного фронта перейти в наступление, чтобы разгромить противостоявшую группировку немецких армий “Центр”, овладеть рубежом Рославль — Смоленск и не допустить переброски с этого участка фронта гитлеровских частей на юг, где советские вооруженные силы наносили главный удар.
В августе 1943 года 909-й полк 247-й стрелковой дивизии, где служил Николай Поликарпов, участвовал в Спас-Деменской наступательной операции битвы за Смоленск.
6 августа 1943 года части 10-й армии начали бои по прорыву полуторагодичной обороны врага. Кровопролитные бои по освобождению района продолжались целый месяц.  В ожесточенных боях 13, 14 и 15 августа 247-я дивизия потеряла 190 человек убитыми и 1054 ранеными.

Из воспоминаний участников этих событий известно, что 12 августа 909-й полк овладел деревней Суборь. “Днем 14 августа фашистские самолеты на бреющем полете стали бомбить и обстреливать наши позиции в лесу. Потом на всю поляну растянулись цепи атакующих фашистских автоматчиков, стрелявших беспорядочно, но шумно. Ожесточенные бои 247-й стрелковой дивизии 14 августа у деревни Суборь имели огромное тактическое и стратегическое значение. Собрав большие силы танков, авиации, пехоты, фашистское командование стремилось приостановить наступление советских войск, разгромить части 247-й дивизии, отбросить их назад и восстановить утраченные оборонительные рубежи, которые 10 августа прорвала наша 247-я дивизия. Другой задачей фашистское командование ставило не допустить возможности полного окружения гитлеровских войск в Спас-Деменской излучине.

Ни танки, ни авиация, ни пьяные автоматчики не помогли фашистам. Все их ожесточенные атаки были отбиты воинами 247 стрелковой дивизии. Советские войска продолжали наступление. За 10 дней с 9 по 18 августа 247-я дивизия освободила от немецко-фашистской оккупации 16 населенных пунктов, продвинулась на 22 км, уничтожила 2697, взяла в плен 102 гитлеровца и захватила много трофеев.
15 августа в 17 часов 30 минут 3-й батальон 909-го полка освободил деревню Малаховка. Именно здесь закончил свою войну с фашистами младший лейтенант Поликарпов Николай Иванович. Братской могилы около деревни Малаховка не сохранилось, как нет теперь и самой деревни. Позже, с помощью поисковиков Калужской области, удалось установить, что в 1956 году останки погибших, в том числе и младшего лейтенанта Поликарпова, были перезахоронены в братской могиле в селе Буднянский Калужской области. На каменных плитах памятника высечено его имя. Несколько писем Николая к отцу сохранила его сестра Шура. В этих письмах — тревога о родных, оставшихся в захваченной фашистами родной деревне, обещания бить врага, а еще вопросы о девушках, служивших с отцом, которые писали ему письма, ведь младшему лейтенанту было только 20 лет.

Не вернулся домой и ещё один сын из семьи Поликарповых, Василий, 1926 года рождения. В начале войны он учился в Гатчинском ремесленном училище №5 на электромонтера. Со слов моего отца Алексея Ивановича, его брат Василий был убит около Ленинграда на строительстве оборонительных рубежей в 1941 году. Об обстоятельствах гибели и месте его захоронения папа ничего не мог вспомнить, так как сам был в то время восьмилетним мальчиком. Я обращалась в Гатчинский архив, чтобы узнать что-то о судьбе мальчишек-ремесленников, но документы были уничтожены во время оккупации города.
Глава семьи, Иван Поликарпович, во время войны служил в охране Горьковского автомобильного завода, так как из-за проблем со слухом не был призван в действующую армию. С августа 1941 по февраль 1944 года Волотовский район находился под германской оккупацией, и до его освобождения никаких известий о старших сыновьях семья не могла получать.

Я часто пытаюсь представить, кем бы стали после войны Николай и Василий Поликарповы, если бы остались живы, как сложилась бы их жизнь. Война отняла у них будущее, но они очень много успели в жизни сделать — защитили свою Родину.

Татьяна Коваленко.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *