1 марта был опубликован полный список победителей и лауреатов “Берлинале”. И в конкурсной программе, и в дополнительных номинациях в этом году много фильмов про Россию, из России и с участием России. Их смотрят с удовольствием и в переполненных залах. Один из них — документальный фильм “Гаражане” режиссера Натальи Ефимкиной, снятый в Мурманской области.
Наталья Ефимкина родом из Киева, сейчас живет в Берлине. Впервые она побывала на Кольском полуострове во время съемок фильма “Пингвин нашего времени” больше пяти лет назад — она отвечала за работу со статистами. Тогда Наташа и увидела впервые “гаражный поселок” и познакомилась с его обитателями, которые стали героями фильма.
— Когда мы снимали фильм в Мурманске, наш режиссер захотел купить рыбу и крабов, и нас местные отправили… в гараж, — рассказывала Наташа в 2017 году. — Захотели покататься на лыжах — тоже шли туда, за лыжами. Мы даже в баню ходили в гараже.
С тех пор Наталья обзавелась на севере друзьями и полюбила наш край. А потом у нее родилась идея снять документальный фильм про гаражи и их обитателей. Чтобы воплотить ее, Наталье пришлось за свой счет снять небольшой тизер, где она показала 20 северных гаражей, ведь немецкие грантодатели не понимали, что это за мир и зачем посвящать ему фильм. Ролик убедил чиновников, и режиссер получила грант немецкого министерства культуры.
Съемки длились практически год — начали осенью 2017 года, затем киношники приезжали зимой и весной 2018 года. В общей сложности было около 40 съемочных дней.
В Мурманске искать локации и героев для фильма Наталье помогала Дарья Монастырева, журналист и координатор фестиваля “Северный характер”. Как менеджер проекта, Даша и поехала на Берлинский фестиваль, где представляли “Гаражан”.
— В Берлин приехали практически все, кто работал над фильмом, — говорит она. — Из российской части команды были Дмитрий Гмыря из Апатитов, он герой фильма и помогал с поиском героев и локаций, и я, как член съемочной группы. С немецкой стороны — оператор, монтажеры, продюсеры и пиарщики. Почти 20 человек! А вообще Наташу приехали поддержать огромное количество людей, которые не имели отношения к съемкам — друзья из разных стран, где она успела пожить, одноклассники, друзья детства, коллеги из прошлых киношных проектов. Все это напоминало второй день свадьбы — родственники прибыли и держатся рядом с молодыми. Вот Наташа и была такой “невестой”.
Мы до последнего не знали о победе. Секция, где показывали фильм, называется “Перспектива немецкого кино”, оценивают картины независимые члены жюри. В ней соревнуются документальные и художественные фильмы, и попасть в число номинантов уже огромная честь. Никто из нас не рассчитывал на приз. Награда имени режиссера Хайнера Кароу присуждается лучшей картине, показывающей социальные проблемы. Обычно ее не дают молодым режиссерам — а тут дали! Хоты всего лишь показ на Берлинском фестивале для новичка уже считается отличным достижением и дает мощный толчок в карьере. Конкуренция была очень высокой!
“Берлинале” — ежегодный международный кинофестиваль, который проводится с 1951 года в Берлине. Основной приз — “Золотой медведь”.
— Весь город был оклеен киноафишами, — продолжает Даша. — Реклама была в метро, в наземном общественном транспорте. Все кинотеатры города показывали фильмы-номинанты и были разбиты на секции. Берлин дышал этим событием, люди обсуждали фильмы на улицах. Около касс, где продавали билеты, — гигантские очереди.
Около красной ковровой дорожки во время премьер толпились фанаты, фотографировали создателей фильмов. “Берлинале” — один из трех крупных кинофестивалей Европы, один из главных фестивалей мира. При этом немцы очень демократичны: можно было встретить женщин в шикарных вечерних нарядах, и тут же людей в кроссовках и чуть ли не в домашних штанах. Все были вместе, общались и фотографировались. И это отличает реальность от того, что мы привыкли видеть по телевизору.
— Ты уже посмотрела фильм — расскажи о своих впечатлениях.
— Полгода назад я видела версию для телевидения, но она абсолютно отличается от версии для проката. На премьере я увидела зрелую, законченную картину. Это классно, учитывая, что это первая работа Наташи. При этом нет ощущения чернухи. Конечно, это драма. Герои разные, для кого-то гараж — это отдушина, для кого-то хобби, но для главных героев — это все-таки способ выжить. Судьбы некоторых героев складываются очень драматично.
— Увидим ли мы фильм на “Северном характере”?
— После Берлина фильм пригласили на фестивали в Торонто, в Стокгольм и на другие. Пока он не прокатится по всем фестивалям класса А, его не выпустят в прокат и не покажут на локальных фестивалях. В апреле “Гаражан” представят на Московском кинофестивале. Кстати, фильмом заинтересовались российские прокатчики. Я надеюсь, что на следующий “Северный характер”, в 2021 году, мы привезем его, может быть Наталья сможет приехать, а еще хотим пригласить героев. И возможно, будет даже волнительнее “Берлинале”, ведь для европейской публики — это экзотика, а для нас — жизнь.