Закон школьной эволюции

У коллектива школы есть традиции - фотографироваться в День знаний. Этот снимок сделан 2 сентября 2019 - через 45 лет после самого первого звонка. Фото из архива школы.
У коллектива школы есть традиции — фотографироваться в День знаний. Этот снимок сделан 2 сентября 2019 — через 45 лет после самого первого звонка. Фото из архива школы.

В 1974 году в новом микрорайоне, где квартиры получали преимущественно рабочие ПО “Апатит”, заработала новая школа. Номер ей дали для сегодняшнего дня неожиданный — 21. В те годы Апатиты и Полярные Зори были одним административным целым, и нумерацию школ имели общую. Когда Полярные Зори стали самостоятельным городом, наша школа №21 превратилась в школу №14. Но какая бы цифра не украшала табличку над входной дверью, сорок пять лет подряд звенят в школе звонки, приглашая в классы детей и учителей.

Как все начиналось

Официально комиссия приняла школу 28 августа 1974 года, но традиция отмечать день рождения в конце декабря существует более 20 лет. Именно к 27 декабря педагогический и ученический коллектив готовят праздничную программу, в школу с подарками приходят гости — бывшие руководители, ветераны педагогического труда, выпускники разных лет. И, конечно, те, кто учится и работает здесь сейчас. Школу любят — иначе не было бы конкурса при приеме в старшие классы, не приводили бы выпускники сюда детей и даже внуков!

За годы работы школа №14 становилась первой в самых смелых начинаниях. И одновременно в школе сохранили все лучшее, что появилось в ее стенах за несколько десятилетий. Первые ученики перешли в только что открывшуюся из других школ города, большинству ребят лишь предстояло познакомиться и подружиться. Или прожить вместе долгие годы, как Ирине и Михаилу Малышевым. Оба работают здесь, она — библиотекарь, хранитель школьной истории. Без него не обходится ни одно мероприятие — он мастер фото- и видеосъемки. Впервые Ирина и Михаил встретились в сентябре 1974 года. Ирина перешла в школу №21 из школы в поселке Молодежный, Михаил — из школы №1.

— Мне после маленькой школы в поселке здесь все казалось огромным, — рассказывает Ирина. — Первым директором была Лидия Михайловна Гожиенко, мы жили с ней в одном районе и часто вместе добирались в школу через соседний строящийся дом — Геологов, 2. Трудно было привыкать к новому классу, зато потом сложился прекрасный коллектив, класс был дружный, а школа стала для нас родной. У нас в классе столько всего придумывали, устраивали конкурсы, ставили спектакли, в комсомол принимали торжественно. Жизнь кипела! Но когда я вернулась в школу работать, а это произошло почти 25 лет назад, жизнь здесь продолжала кипеть.

Яркие годы

Кипение не прекращается и сейчас — уроки, перемены, каникулы, утро, вечер — дети в школе все время. То репетиции, то тренировки, то спортивные мероприятия. Сколько всего, помимо школьного образования, предлагают здесь сейчас! И раньше предлагали — так было всегда.

— Мое школьное утро начиналось до уроков, в школе работала теплица, при ней клуб “Юный натуралист”, — рассказывает Ирина Бельская, школьный организатор, выпускница 14-й школы. — Мы бегали кормить животных до и после уроков. И первые огурцы там пробовали, их весной в столовую приносили на салат.

Теплица школы — предмет зависти учеников других школ в 70-80 годы. Невозможно было пройти мимо, не попытавшись заглянуть в ее яркие окна. А вдруг удастся высмотреть среди густых листьев маленький огурчик? В теплице ученики работали с семенами и растениями, ухаживали за животными, на практике изучали ботанику, присматривали себе будущую профессию.

Сейчас теплицы нет — долгие годы она не работала, разрушилась, да и содержать ее в настоящее время дорого. Но на ее месте появится… Не могу сказать, пока это секрет. У директора Юрия Каверина уже есть план — отличный!

…Когда супруги Малышевы были одноклассниками, в каждой параллели было по четыре класса, в школе училось почти 2000 детей. Однако место находилось для всех и для каждого. Пионерская комната, спортзал, в котором проходили школьные соревнования по волейболу и баскетболу. Потом впервые в городе появился клуб юных моряков — он заработал в 21-й школе под руководством легендарной Лидии Баркиной.
Сейчас, когда ни одна школа не может похвастаться даже тысячей учеников, 14-я уверенно держится в тройке самых больших. И продолжает сохранять спортивные и соревновательные традиции. Вы хотя бы раз видели “Богатырские забавы” — соревнования между командами старшеклассников и педагогов в испытаниях на ловкость, скорость, силу и лучшую спортивную разминку? Первыми в городе в школе создали отряд “Юнармии” — он носит имя Ивана Филипповича Кузнецова, полного кавалера орденов Славы, юного героя Великой Отечественной войны. В этом году отряд стал лучшим на региональном смотре-конкурсе юнармейских отрядов. “Юнармия” в школе — это не просто строевая подготовка, сборка-разборка автоматов, это экскурсии, знакомство с историей страны, дружба на всю жизнь, осознанный выбор будущего. Командует отрядом сейчас Сергей Рябов. Также именно 14-я школа стала муниципальным ресурсным центром Российского движения школьников.

Если же ребятам больше нравится петь и танцевать, а в школе много одаренных детей, то они могут заниматься в творческой студии “Росток” (руководит ею Ольга Щукина, педагог дополнительного образования) или в танцевальном коллективе “Параллель” под руководством хореографа Людмилы Петровой. “Параллель” блестяще выступает на конкурсах, участвует в городских мероприятиях. Здесь родился еще один удивительный проект, совместный для учителей и учеников — песенное шоу “Две звезды”. Команды “учитель-ученик” готовили музыкальные номера и выступали на сцене перед всей школой. Музыкальную подготовку на высочайший уровень подняла Светлана Осьмухина — жаль, но несколько лет назад она уехала в другой регион.

— Наша школа — не просто учебное заведение, это настоящий культурно-досуговый центр, — считает заместитель директора по воспитательной работе Ольга Габаина. — Помимо танцевального коллектива, есть кружок начального технического моделирования, хор “Краски”. Вечером всегда в школе очень оживленно, она никогда не бывает пустой. У нас и педагоги выступают на школьной сцене, готовят номера для последних звонков, праздничных концертов. Всегда с юмором, весело и зажигательно! И школьникам нравится. Они видят, что учителя — люди, которые умеют и работать, и веселиться.

Директор Юрий Каверин награждает педагогов, выступающих в различный конкурсах педагогического мастерства. Это тоже школьная традиция - выступать и побеждать. Фото из архива школы.
Директор Юрий Каверин награждает педагогов, выступающих в различный конкурсах педагогического мастерства.
Это тоже школьная традиция — выступать и побеждать. Фото из архива школы.

Кто тут из спорткласса?

В 90-х, когда пионерская и комсомольская организации распались, педагоги именно школы №14 Надежда Сулейманова и Любовь Шушкова нашли альтернативу — деловую игру “Новая цивилизация”, которую тогда проводили в АО “Апатит”. Все годы существования “Новой цивилизации” школа активно в ней участвовала. В середине девяностых “Новая цивилизация” стала отличной возможностью объединить детей, увлечь их идеями лидерства, работой в команде. Дети и взрослые получили тогда возможность изучать основы юридических знаний, экономики и менеджмента, ездили в Мурманск, в Москву. Те дети, что прошли эту школу, стали успешными взрослыми — педагоги специально отслеживали их судьбу.

Без общего дела, без новых проектов школа не осталась — в который раз умение коллектива собираться, искать варианты, придумывать способы реализации самых фантастических идей, принесло успех. На смену “Новой цивилизации” пришла идея школы-государства. Здесь учились голосовать, играли в выборы, избирали правительство и президента. Также в середине девяностых появилось еще одно фирменное направление — спортивные баскетбольные классы. Их появление связано с тренером Сергеем Рыбаковым. В самом первом спортивном классе училась Анастасия Полещук, она в него специально перешла из другой школы в 1993 году. Сейчас Анастасия — учитель физкультуры в 14-й школе и одновременно игрок сборной города по баскетболу. Учеба в спортивном классе — это утренние и вечерние тренировки в “Атлете”, дополнительное питание, поездки на соревнования (тогда апатитские баскетболистки громили соперников не только в области, но и в Швеции, Норвегии). Классы были девичьи, их набирали три года. Когда ушел из жизни Сергей Рыбаков, его дело продолжил Александр Жуков.

Что еще начиналось в школе №14? Первыми открыли “Апатит”-класс, правовые классы, социально-педагогический, классы для детей с особыми образовательными потребностями и авто-класс. Многие идеи, появившиеся и воплощенные в стенах школы, перекочевали в школы города. Где-то они живут и развиваются до сих пор, где-то исчерпали себя. А здесь все лучшее постарались сберечь, развить, адаптировать к современным условиям.

Атмосфера всеобщего принятия

Идея создания классов для детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит Надежде Кавериной. Первые такие классы появились в 90-х, мало кто в те времена специально работал с особенными детьми. А в 14-й школе еще и подошли к классам неформально.

— Надежда Тихоновна подобрала штат логопедов. Тогда в школе начала работать Татьяна Александровна Билетина — потрясающий логопед, — рассказывает Любовь Шушкова. — Позже пришла Ирина Федорова, сейчас она завуч. Конечно, самая большая роль в этой работе достается учителям начальных классов. У нас работают отличные специалисты. Анастасия Плотникова и Светлана Шостак — дочь и мать, пришли в школу два года назад. В коллективе освоились быстро и работают успешно. Четыре года назад у нас стала работать Татьяна Некрасова — умница, крайне терпеливый педагог. Молодой завуч Юлия Абросимова — она пришла 11 лет назад учителем английского языка, — одаренная, увлеченная, она умудрилась дать открытый урок на региональном семинаре через месяц после начала работы в школе. Сейчас преподает и работает завучем. Анастасия Глотова работает в школе четыре года, уже выиграла в городском конкурсе “Учитель года”. 10 лет отработала Алла Петренко — социальный педагог, уникальный специалист, для школы просто находка. Ее, как и Ирину Бельскую, нашего организатора, пригласила работать Надежда Тихоновна.

Собрав и подготовив профессиональную команду, школа получила задел на будущее — сейчас, даже если приходит новый специалист, ему есть к кому обратиться за помощью и подсказкой. В школе умеют совершенно особым образом выстраивать работу с детьми, у которых нарушения речи, сложные диагнозы, инвалидность. Это работа требует терпения, безграничной веры в возможности детей, желания помогать. В школе постоянно готовят специалистов этого направления. В прошлом году заключили договор с Институтом развития образования, и сразу 26 учителей прошли подготовку у его специалистов.

Дети с ОВЗ, из сложных семей, попавшие в непростую ситуацию — все они требуют поддержки и помощи психологов. В составе службы психолого-педагогического сопровождения школы — девять педагогов. Это логопеды Елена Разина, Ольга Белошицкая, Светлана Якимчук, Фатима Батрак, дефектологи Марина Кухарчук и Виктория Гапоненко. А также незаменимые специалисты-психологи — Ирина Михайлова и Тамара Усачева, социальный педагог Алла Петренко. Алла Дмитриевна помимо прочего — общественный инспектор по охране прав детей по городу Апатиты. Работа этой службы трудна, но она реально спасает детей. На вопрос, как им это удается, Ирина Бельская отвечает: “Детей нужно любить. Любых!”.

Ирина Федорова в школу пришла в 1995 году. При ее участии складывалась уникальная работа с особыми детьми:

— Атмосфера в нашей школе для таких ребят благоприятная. Дети разные, сейчас много таких, к которым необходим индивидуальный подход, им нужен особый образовательный маршрут. Главное — нужно принять их такими, какие они есть. И уроками тут все не заканчивается — на переменах между детьми хорошее взаимодействие. Родители из других школ переводят детей к нам, зная, что ребенку будет здесь комфортно.

Надежда Тихоновна Каверина - директор, при котором школа стала такой, как сейчас - современной, динамичной. Ее заслуга неоценима. А Ирину Бельскую, с которой они на фото вместе, пригласила на работу тоже Надежда Тихоновна. На полгодика, на полставки. А минул уже не один год... Фото из архива школы.
Надежда Тихоновна Каверина — директор, при котором школа стала такой, как сейчас — современной, динамичной. Ее заслуга неоценима. А Ирину Бельскую, с которой они на фото вместе, пригласила на работу тоже Надежда Тихоновна. На полгодика, на полставки. А минул уже не один год… Фото из архива школы.

Жизнь в школе

В 70-80-х годах вести уроки приходилось в три смены! В 8 часов начинала учиться первая, с 14 часов — вторая, а между ними, в 12 часов, еще находилось время для третьей, дополнительной.
Любовь Александровна Шушкова, заместитель директора, в школе работает 35 лет, больше, чем кто-либо в сегодняшнем коллективе.

— Я пришла в школу учителем истории и обществоведения, когда директором работала Людмила Ивановна Чекрыгина. Год до этого я отработала по распределению в другом месте, а потом переехала сюда. И очень хорошо помню, как пришла устраиваться на работу, а Людмила Ивановна сказала: “Я вас беру. По двум причинам — внешний вид (на мне был темно-синий костюм и белая блузка) и хороший диплом”. Дали мне восьмые, девятые, десятые и пятые классы, классное руководство. А наставником у меня была Лия Александровна Блок, мы много лет с ней дружили, пока она не уехала.

При Людмиле Ивановне Чекрыгиной я проработала недолго. На должности директора ее сменила Наталья Ивановна Парамонова, потом Леонид Яковлевич Анашкин. Но основное время в школе я работала под руководством Надежды Тихоновны Кавериной — 25 лет вместе. Мне кажется, это при ней начались самые заметные изменения. Она взялась за внешний вид школы, провела грандиозный ремонт! Всегда просчитывала любую ситуацию на сто шагов вперед, опережала время и знала, что потребуется завтра.

Такое умение — огромный плюс для руководителя, и Надежда Тихоновна была этим качеством одарена. Все новинки, которые появлялись в школе — ее инициатива. Но главное, что создала Надежда Тихоновна, что и сейчас отличает школу, — коллектив. Она много работала над тем, чтобы он был стабильным, творческим, работоспособным. И ей это удалось. Процесс формирования был длительный, все мы разные, со своими особенностями и характерами, но ей удалось блестяще выполнить эту непростую задачу. Она создала такую обстановку, в которой решить можно было любые проблемы. Если человек обращался к ней за помощью, она помогала, никому не отказывала, и делала это искренне, неформально. Она себя вкладывала в работу!

Держим скорость

В словах Любови Александровны нет преувеличения. Надежда Тихоновна могла говорить о школе бесконечно, как говорят о лучшем друге, искала возможности (и находила всегда!) что-то улучшить, исправить. Неудивительно и ожидаемо, что в сферу этого школьного притяжения попал ее сын, нынешний директор школы — Юрий Каверин. Он тоже говорит, что сложнее всего относиться к школе, как к работе.

— Когда с Надеждой Тихоновной случилась беда, мы не видели директором школы никого, кроме Юрия Евгеньевича, — продолжает Любовь Александровна. — Мы единогласно приняли его кандидатуру на собрании коллектива. И за прошедшие четыре года ему удалось сохранить все самое лучшее и поднять престиж школы. У него мужской взгляд на проблемы, на работу, на будущее. В коллективе, где абсолютное большинство — женщины, это очень хорошо. И он, как Надежда Тихоновна, видит на сто шагов вперед.
Надежду Каверину ценили, уважали и любили не только в школе, не только в городском образовании, но и в городе, в области. Когда ее не стало, попрощаться с ней пришло огромное количество людей. Очень многие волновались о судьбе 14-й школы, работавшей, как идеально настроенный музыкальный инструмент. Сложная, тонкая система годами выстроенных отношений, умение находить подход к любому ребенку, специалисты, с любовью подобранные, чтобы помогать особенным детям — что будет со всей этой душевной механикой? Но коллектив отстоял кандидатуру Юрия Евгеньевича Каверина.

Сам директор немногословен. В перерывах между звонками, деловыми бумагами, совещаниями, задумавшись на минутку, Юрий Каверин говорит:

— Есть много новых идей, которым еще только предстоит реализоваться. Хочется большего, но и все, что начато, должно развиваться. Наш автокласс на протяжении пяти лет успешно представлял не только Апатиты, но и Мурманскую область на всероссийских соревнованиях по автомногоборью. Теперь автокласс получил еще и правовое направление, появились юридические дисциплины, преподают которые сотрудники полиции. А еще хочется хороший ремонт сделать, в школьном дворе плитку положить вместо асфальта, клумбы красивые, лавочки вокруг организовать, чтобы дети гуляли.
Я никогда не думал, что буду в школе работать. А сейчас это дом, это жизнь. С другой стороны — очень большая ответственность, потому что планка задана высокая. Никогда не надо забывать, что мы здесь делаем и для чего собрались: мы тут ради детей, а не дети ради нас. Школа для меня — живой организм. Или большой корабль, курс которому задан верный, а твоя задача — держать его и не снижать скорость.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *