Шиес с другой стороны

На станции Шиес строительство экотехнопарка сейчас приостановлено, но площадка уже обросла слухами и домыслами. И все-таки, какие отходы планируют здесь складировать? Какие технологии собираются использовать? Почему строительство начали на болоте? Эти вопросы я задала сотруднику информационного центра “Экотехнопарка Шиес”.

Три инфоцентра

Напомню, о строительстве экотехнопарка местные жители узнали летом 2018 года. Официальной информации нигде не было, и люди начали судачить. И вот, спустя год, застройщик решил выйти на диалог с местными жителями. 10 июня 2019 года информационный центр открылся около железнодорожной станции Шиес. Там можно взять буклеты, получить ответы на вопросы, пообщаться с сотрудниками фирмы “Технопарк”.

20 июня подобный центр открылся в Яренске Архангельской области, а 25 июля — в Сыктывкаре. Сюда я и пришла после поездки на Шиес.

Встретил меня юрист “Технопарка” Максим Лодыгин. Рассказал, что больше всего людей интересует, какой именно мусор будут завозить на станцию.

— Сюда намерены завозить твердые коммунальные отходы, — отвечает Лодыгин. — Больше ничего размещать не планируется: ни строительного мусора, ни промышленных, ни тем более токсичных, ядерных или радиоактивных отходов.

Максим Лодыгин, юрист “Технопарка”, ответил на вопросы и высказал собственное мнение про людей и мусор. Фото Юлии Короткой
Максим Лодыгин, юрист “Технопарка”, ответил на вопросы и высказал собственное мнение про людей и мусор. Фото Юлии Короткой

Через 20-30 лет достанут

— На Шиесе собираются применять технологию брикетирования. Что это значит? Первый этап сортировки еще в Москве — из ТКО отделят батарейки и другие опасные фракции. После этого отходы направят на переработку либо на специальные полигоны. Далее особый шредер разделит общую массу ТКО на фрагменты размерного класса 0,15-0,3 метра. Из отходов извлекут вторсырье: пластик, стекло, металл, бумагу и картон. Еще отделят органику. Остальное, так называемые “хвосты”, спрессуют в брикеты и обмотают устойчивой к разрывам пленкой. Затем их уложат в вагоны для отправки в Шиес. Все погрузочно-разгрузочные работы будут осуществляться техникой, оборудованной специальными захватами. Ее использование позволяет не допустить нарушения и разрыва упаковки.

Каждую упаковку промаркируют номером и кодом для учета. Это предотвратит пропажу брикетов в дороге. Еще в сопроводительных документах обязательно укажут вес груза, чтобы избежать догрузки вагонов другими неконтролируемыми отходами. По прибытии в “Экотехнопарк” брикеты с “хвостами” аккуратно поместят в карты.

— Что такое карты?

— Это своеобразные ямы для размещения брикетов с «хвостами», их вымостят защитным экраном. Такой экран состоит из слоев геотекстильного покрытия дорнит, бентонитовых матов и геомембраны. Материалы уложат на специально уплотненный грунт. Каждый мат идентичен природной глиняной гидроизоляции толщиной в один метр. Кроме того, бентонит обладает низким коэффициентом фильтрации, способностью “самоизлечиваться” при повреждении и выдерживать неограниченное количество циклов “замораживания — оттаивания”. Геомембрана толщиной два миллиметра тоже абсолютно водонепроницаема. Она имеет высокую прочность при растяжении, хорошую химическую стойкость и способна выдержать температуру до -70 градусов. Гарантийный срок службы геомембраны — не менее 30 лет.

— Что делать с этими брикетами дальше?

— Через 20-30 лет мы можем вскрыть этот тюк и переработать, подвергнув термической обработке или применив любой другой вид технологии, которая к этому времени будет доступна.

Кстати, в буклете, который нам показали в инфоцентре, написано, что с 1994 года методом брикетирования пользуется Швеция. Журналисты из Швеции это подтвердили, правда уточнили, что с 2000-х от этой технологии отказались.

На рыбалку? Запросто!

— Местные жители переживают за воду в реках. Как повлияет строительство на нее?

— Во-первых, надежная защита карт и технология брикетирования отходов практически исключают загрязнение подземных и окрестных вод при эксплуатации экотехнопарка. Однако для дополнительной страховки вокруг технопарка построят сеть гидрогеологических скважин, позволяющих получать достоверные данные о состоянии гидросферы.

— А сами вы бы приехали ловить рыбу на реку рядом с Шиесом?

— Я много работаю, езжу на рыбалку раз в пять лет. Но теоретически приехал бы.

— На какой глубине находятся подземные воды? Правда ли, что “Экотехнопарк” будет стоять чуть ли не в болоте?

— Конечно, нет. В болоте ничего строить нельзя. Известно, что болото образуется за счет выхода подземных вод на поверхность. Однако в районе предполагаемого возведения технопарка такого явления нет. А подтопленная почва, которую люди считают болотом, это всего-навсего результат развития глинистых грунтов, формирующих так называемый глиняный замок. Его наличие не позволяет осадкам уходить в грунт и вызывает застой воды около поверхности земли. Ученые это называют “верховодкой”.

— В “Экотехнопарке” планируют складировать только московский мусор?

— Нет. Наша фирма выслала предложение руководству республики Коми и Архангельской области. Власти республики отказались, из Архангельской области ответа пока нет.

— Как вы думаете, почему?

— Видимо, из-за реакции населения на строительство. Хотя мне протесты абсолютно не понятны. Ситуация со сбором, переработкой и утилизацией отходов в Поморье и в Коми ужасная. В республике для хранения и утилизации мусора используют восемь полигонов и несколько исторически сложившихся свалок. Как заявляют в сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуре, многие полигоны близки к заполнению, а рядом с Сыктывкаром полигон уже полностью заполнен и подлежит закрытию. Мусор пахнет, горит, источает газы и загрязняет окружающую среду, но почему-то против этого никто не протестует. В Архангельской области ситуация с полигонами еще хуже. Кстати, судя по опросам, немногие горожане готовы сортировать мусор. Так о какой защите экологии может идти речь?

Вот такой парадокс: в одном и том же регионе экологическая опасность и экологическая активность имеют примерно одинаковый масштаб.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *