На многих профессиональных семинарах нам часто говорят, что пресс-службы очень помогают в работе журналисту. Мы почему-то всегда сомневаемся…
Своими глазами
Началось все утром в прошлую пятницу со звонка знакомого: “Только что под мостом в Старые Апатиты поезд сошел с рельсов!”. Позже он рассказал, что ехал по делам, и, когда заезжал на путепровод со стороны железной дороги, услышал грохот. Говорит, звук был похож на тот, который возникает при состыковке вагонов:
— Проезжая над железной дорогой, посмотрел направо, а там такое!
Через десять минут я была на месте, то есть на путепроводе. На снимках, кажется, четко видно два вагона, лежащих по обе стороны от железнодорожного полотна, по которому ехал поезд. Третий лишь немного сошел с рельсов. Также хорошо видны и погнутые рельсы, и то, что из первого вагона что-то высыпается.
Мы, еще не зная, что конкретно произошло, просто опубликовали снимки в нашей группе в социальной сети “ВКонтакте”. Было ровно 10 часов 30 минут. А дальше начались поиски информации о происшествии, и они получились гораздо более интересными, чем само происшествие.
Официально не значит верно
Первую официальную информацию, которая нас крайне удивила, опубликовала пресс-служба Октябрьской железной дороги. В 11 часов 29 минут на сайте появилось сообщение: “Сегодня, 13 сентября 2019 года, в 10.29 на станции Апатиты Октябрьской железной дороги (Мурманская область) произошел сход восьми вагонов грузового поезда. В результате инцидента пострадавших нет. Угрозы экологии нет. Для ликвидации схода на место направлены восстановительные поезда станций Кандалакша и Мурманск.
На движение пассажирских поездов ситуация не повлияет”.
Быстрые мы, однако, репортеры — за минуту успеваем и снимки сделать, и информацию написать! Вот только вагоны считаем плохо, или за ту же минуту шесть из них успели испариться.
Спустя двадцать минут в группе ГУ МЧС по Мурманской области появилось еще более интересное сообщение: “13 сентября 2019 года в 10.50 в оперативную дежурную смену ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по Мурманской области” поступила информация о том, что на сортировочной станции “Стрелочный перевод №9” Апатиты произошел сход двух порожних вагонов поезда №3810 в направлении станции Айкувен н.п. Титан. Нарушений ж/д полотна нет. Главный ход свободен. Задержки движения маршрутов междугородних и грузовых поездов нет. На место оперативно выдвинулись восстановительные поезда №3013 ж/д ст. Кандалакша и №3017 ж/д ст. Мурманск.
Также на месте работает оперативная группа Апатитского пожарно-спасательного гарнизона.
Всего в работах задействованы 19 человек и 4 единицы техники, от МЧС России — 7 человек и 2 единицы техники”.
Я, конечно, понимаю, что сотрудники пресс-служб в кабинетах сидят и места происшествий собственными глазами не видят, но есть же снимки, есть люди, которые сообщают информацию с мест! Как можно не увидеть “волнистые” рельсы и то, что высыпалось из вагонов?
Последняя надежда была на следственные органы — уж там любят точность. Но 17 сентября, то есть спустя пять дней после аварии, по телефону, указанному на сайте, мне посоветовали прочитать пресс-релиз от 13 сентября. А он был таким: “Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проводится доследственная проверка по факту схода вагонов в Мурманской области. В ходе проверки установлено, что 13.09.2019 около 10 часов на 1264-м километре, 2-3-й пикет перегона ст. Апатиты — ст. Титан Октябрьской железной дороги филиала ОАО “РЖД”, произошел сход с рельсов 8 вагонов поезда, груженых цементом. В результате происшествия повреждены два вагона и железнодорожная инфраструктура на месте схода. На месте происшествия работают следователи Мурманского следственного отдела на транспорте. В настоящее время проводится осмотр места происшествия, а также комплекс следственно-оперативных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств происшествия. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела”.
Опять восемь вагонов и ни одной версии происшедшего! И все же, из компетентных источников мы узнали, что наиболее вероятной причиной схода поезда с рельсов могла стать неисправность стрелочного перевода. В следственном отделе на момент выхода газеты вопрос о возбуждении уголовного дела еще не решили.