Посмотреть антрепризу московских актеров собиралась половина нашей редакции.
И не только потому, что мы большие ценители театральных постановок. В афишах, развешанных еще в декабре, были перечислены сразу несколько заслуженных и народных артистов страны. А значит, спектакль обещал стать событием.
Отменили
Но за неделю до объявленной даты появилась информация, что по независящим от ДК причинам артисты в Кировск не приедут. И те, кто уже купил билеты, могут сдать их в кассу. Я попыталась выяснить, почему местным любителям театра не удастся посмотреть зажигательную комедию «Жена-интриганка», по сути, бенефис обожаемой многими, блестящей артистки Ирины Муравьевой? Может быть, труппа решила, что зрители небольшого города не заслуживают их внимания? Или кто-то заболел?
Причина отмены спектакля оказалась гораздо прозаичнее.
— К сожалению, к 16 января, то есть ровно за неделю до выступления, в кассах было продано всего 60 билетов, — говорит Сергей Кольцов, заведующий секцией развития ГДК Кировска. — Вместимость большого зала составляет 550 мест. Конечно, это печально, но московские организаторы, узнав о таком количестве проданных билетов, отказались везти к нам актеров.
Вдвойне обидно и потому, что договориться о показе спектакля с Ириной Муравьевой было непросто, и поверьте, такое удается редко. Когда мы узнали, что труппа едет с гастролями в Мурманск, стали звонить организаторам с просьбой приехать к нам. Казалось, что актриса Академического Малого театра точно привлечет внимание людей. По необъяснимым причинам этого не случилось.
Большие расходы, дорогие билеты
Понять нежелание актеров играть в полупустом зале можно. Их спектакли востребованы (сама видела, как в Питере на Муравьеву билеты раскупали влет), поэтому у артистов плотный график выступлений.
Кроме того, организация антрепризы является крайне затратным делом. Это не только гонорар артистам, но и расходы, включающие оплату авиабилетов, багажа (а в данном случае он весил более 600 кг), гостиницы, питания, услуг обслуживающего персонала.
— Из-за этих составляющих, естественно, возрастает цена билета, — пояснил Сергей Александрович. — Надо отметить, что, обсуждая стоимость билета, мы смогли договориться на цену от 700 до 1100 рублей. Тогда как в Мурманске цена билетов была до 1500 рублей.
— Возможно, что билеты все же слишком дороги для жителей наших городов?
— Мне кажется, скорее наша публика долго раскачивается. Более того, люди стремятся купить билет перед самым началом спектакля. Но спрогнозировать, сколько их будет — сто человек или двадцать, никто не может. Вероятность, что билеты не продадут, отпугивает организаторов, им нет смысла рисковать. Так, в конце прошлого года был прекрасный спектакль «С любовью не шутят» с Еленой Воробей, Оскаром Кучерой и другими московскими актерами. Зал оказался полупустым, а организаторы, представляющие Московский мюзик-холл, понесли убытки. Вероятность, что они захотят еще раз рискнуть и привезти сюда кого-то, мала.
— Получается, что увидеть заезжих актеров в ближайшее время не удастся?
— Сейчас идут переговоры с Театром Северного флота на февраль. Этот театр хорошо знаком зрителям и достаточно популярен. Я уверен, что их постановка будет интересной. Билеты на спектакль, по предварительным данным, будут стоить до 350 рублей.
Мнение со стороны
На мой, сугубо личный, взгляд, есть еще одна причина отмены спектаклей или «недоезда» артистов. Это недостаток рекламы.
Десять лет подряд я писала о культурных событиях в городе. И все десять лет у нас был уговор с работниками апатитского Дворца культуры: задолго до спектакля мы бесплатно повторяем «афишку» с анонсом (а иногда могли и заранее материал подготовить, и даже брали по телефону интервью у московских звезд в преддверии спектакля, чтобы лучше его отрекламировать). А за это репортер с фотографом бесплатно шли на спектакль и после него готовили заметку. И эта обоюдовыгодная схема работала прекрасно, и в залах было полно зрителей.
Потом что-то изменилось. И не с нашей стороны началось. Просто за организацию концертов стали браться разные люди, не всегда к Дворцу культуры имеющие отношение. Многие из них почему-то начали предлагать нам интервью за деньги — то есть мы должны были платить устроителю концерта за возможность задать вопросы артисту. «Но ведь вы же продаете газету с этим интервью», — говорили нам. Да, конечно, но, с другой стороны, вы, устроители, продаете билеты с помощью газет? В результате все «культурно-массовые» отношения перешли в денежное русло. И тут… началась экономия! Устроители решили, что минимум рекламы не повлияет на сборы. Увы, это не работает.
— Реклама — двигатель торговли, и этого никто не отменял, — говорит Елена Луханина, организатор гастролей актера Театра Виктюка Дмитрия Бозина со спектаклем «Черепаха».
Она, в сущности, новичок в деле раскрутки и пиара, накрыла рекламой не только Апатиты и Кировск, но и Мурманск! За две недели до спектакля она уже продала 360 билетов в зал, где 556 мест. Билеты недешевые — от 450 до 950 рублей, но Елена знает механизмы торговли:
— А я делаю скидку за опт — покупаете шесть и более билетов, получаете 20 процентов скидки. И, прошу заметить, мне гораздо сложнее: Муравьеву знают все, Бозина не знает никто.
Как я торгую, только ли в кассе? Вовсе нет! Сегодня, например, я зашла в одну городскую контору, где почти никого не знаю, и за 20 минут продала 12 билетов. Завтра в Мурманск еду…
Кстати, даже мы, работники «Дважды Два», так до конца и не были в курсе, когда состоится спектакль с Ириной Муравьевой, как он называется и почем билеты. Что уж говорить о наших читателях?