Юнкор Малахов и другие

"Кировский рабочий", №43 от 12 апреля 1988 года. Учащиеся школы юных корреспондентов. Узнаете кого-нибудь?
«Кировский рабочий», №43 от 12 апреля 1988 года. Учащиеся школы юных корреспондентов. Узнаете кого-нибудь?

Юность шестой школы пришлась на бурные 80-е. Хотя, если быть точным, то бурной была вторая половина 80-х, а в самом начале десятилетия жизнь в стране и в городе шла не спеша, и казалось, ничто не предвещает изменений и даже разрушения государства. Но и страна, и школа к концу десятилетия стали совсем другими.
В школе сменился директор, начался эксперимент по переходу на пятидневную учебную неделю, появился пед-класс, в стенах школы прошла областная олимпиада, школу впервые посетила делегация из США, а в актовом зале появился паркетный пол… Многое происходило в эти годы в апатитской средней школе №6.

В 1979 году школа торжественно отметила свой первый юбилей. Вот как описывала это событие десятиклассница Наталья Савакова: “Минувшей осенью наша родная школа отметила свое десятилетие, свой первый маленький юбилей. Праздничным и поистине торжественным был этот день и для педагогов, и для учащихся: много телеграмм и поздравлений пришло тогда от бывших выпускников. Люди разных возрастов и профессий, они работают и учатся теперь в разных уголках нашей необъятной родины”.
Некоторые из выпускников школы, окончив институты, возвращались в свой город в качестве учителей. Например, в 1982 году выпускницы шестой школы Светлана Юрьевна Солодянкина и Ирина Алексеевна Макарова пришли работать в новую пятнадцатую школу.
80-е годы проходили в стране под знаком реформ. Одной из первых стала школьная реформа 1984 года. Согласно ей, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с шестилетнего возраста. В школе вводилась компьютерная грамотность и, наконец, всеобщее профессиональное обучение. Все это требовало серьезных изменений в школьном процессе.

В шестой школе не раз проводили эксперименты, опробировали нечто новое. Так, осенью 1981 года был создан класс продленного дня для 40 учеников 1Б класса. В этом классе было два учителя — Г.М. Кабдулова и В.А. Шестакова, а дети в нем проводили весь день. Класс состоял из учебной и игровой комнат. Игровая была оборудована мягкой мебелью, ковровым покрытием, шкафчиками для каждого школьника, играми. Дети были обеспечены трехразовым питанием. Для начала 80-х годов этот эксперимент был необычен и вызвал большой интерес у родителей. Класс продленного дня работал в тесном сотрудничестве с Домом пионеров: после уроков часть младших школьников занималась в оркестре народных инструментов, а другая — в кружке юного натуралиста. Полученные умения юные музыканты демонстрировали на школьных концертах. Об одном из таких выступлений рассказал в “Кировском рабочем” юный корреспондент из шестой школы Г. Морозов: “Ребята из младших классов так хорошо играли на балалайках, домбрах, на ложках, что весь ансамбль получил благодарности”.

***
Юнкоровские традиции зародились в школе еще в 70-е годы, когда городская газета неоднократно публиковала заметки ребят из шестой школы. В 80-е годы эта традиция была продолжена. Кружок юных корреспондентов, созданный при Доме пионеров из школьников, собирался два раза в неделю в здании школы. В этом кружке началась профессиональная деятельность самого известного выпускника школы Андрея Малахова. Вот его одна из первых, а может и первая заметка пятиклассника в “Кировском рабочем”, опубликованная 24 октября 1984 года:

“В конкурсе рисунков “Юность в век электроники”, проходившем в швейцарском городе Женева, приняли участие ребята из многих стран мира. В своих рисунках они рассказывали о родной земле, о доме, в котором живут, о школе, о семье, о планете Земля, которую нужно защищать и взрослым, и детям.
В числе участников конкурса были и ученицы школы №6 города Апатиты Таня Копыльцова и Олеся Кузнецова. Олесе одиннадцать лет. Ее рисунок гуашью называется “Телесвязь для всех” и изображает работу советских космонавтов в открытом космосе. Двенадцатилетняя Таня Копыльцова изобразила на своем рисунке “Праздник Севера”, то, как для маленьких детей северной народности на собачьих упряжках привезли подарки с Большой земли…
Сейчас дома у девочек хранятся призы конкурса — швейцарские часы, памятный брелок и грамота…”.

Еще одно новшество, уникальное для города, было введено в шестой школе в 1982 году. Решением исполкома Апатитского городского совета с 1 октября на базе школы №6 были открыты два одногодичных педагогических класса “с контингентом слушателей 60 человек”. Педагогические классы были формой профориентации школьников на учительские профессии. Первые педклассы в СССР были созданы на рубеже 70-80-х годов прошлого века, и шестая школа была среди новаторов в этом направлении. Показательно, что это происходило накануне реформы школы, одной из целей которых было усиление профориентационной работы.

***
Большое внимание в 80-х уделялось трудовому воспитанию школьников — одному из направлений школьной реформы. Большую помощь школе оказывали шефы — строительно-монтажное управление (СМУ) “Спецстрой-1” и автотранспортная контора (АТК) треста “Апатитстрой”. Это было неудивительно, ведь у многих школьников родители работали в этих организациях. Шефы помогли оборудовать кабинет информатики и мастерские по трудовому обучению, на базе шефствующих предприятий старшеклассники проходили трудовое обучение.

Многие старшеклассники продолжали трудовую деятельность и на летних каникулах в лагере труда и отдыха. В 1983 году в составе такого лагеря “Хибины-83” отряд из шестой школы работал в Ростовской области на полях совхоза “Южный”. За труд ребят наградили грамотами совхоза и райкома ВЛКСМ. Спустя пять лет, в 1988 году, старшеклассники школы проводили свою “летнюю трудовую четверть” на Украине, в Винницкой области. Ребята и отдыхали, и работали, получая зарплату, и путешествовали по стране.
В самой школе регулярно проводился профориентационный праздник “А ну-ка, девушки!” и, предшествующая ему Неделя профессии. В течение этой недели проходили встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия. Девушки соревновались в практических навыках: пекли пироги, готовили салаты, демонстрировали сшитую своими руками одежду. В этом им помогали учителя обслуживающего труда Н.С. Залыгина и Л.Н. Петрова.

Большое внимание в школе уделялось патриотическому воспитанию. Регулярно проводили литературные праздники, посвященные героическому прошлому страны и Заполярья. Неслучайно пионерская дружина носила имя героев 100-го погранотряда. Один из таких праздников, в 1982 году, назывался “Пою мое Отечество, республику мою”. Он был посвящен родному Заполярью. О прошлом родного края рассказала учительница школы, кавалер ордена Трудового Красного знамени М.П. Ильина. Она пятьдесят лет прожила на Севере и видела, как преображался край. Другой учитель, Л.И. Монахов, был участником боев в Заполярье. Об истории края рассказывали и другие гости праздника, которые и творили эту историю. Итоги встречи подвела ученица 10Б класса Юля Романенко: “Мы, молодые жители Апатитов, будущие его строители, верим, еще краше станет наш северный город”.

Подготовил Павел Котляренко.
(Продолжение следует).

Апатитская школа №6 в этом году отмечает большой юбилей — 50 лет. Торжество в школе пройдет 5 октября.
Если вы выпускник шестой школы и хотите поделиться воспоминаниями, фотографиями или теплыми словами — пишите на электронную почту school6-apatity@bk.ru или gazeta2x2@mail.ru

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *