Позвать в Апатиты Михаила Кречмара руководители лектория “Край, в котором я живу!” намеревались еще прошлым летом, когда “медвежий” вопрос был очень актуален. Но решили, что многие горожане в отпусках, пропустят интересное. А потому зоолог, охотовед, специалист по истории и экологии крупных млекопитающих, писатель и путешественник, главный редактор “Русского охотничьего журнала” прочел лекцию в гладинской библиотеке в последний день марта.
Случаи гибели
А тема действительно оказалось животрепещущей — в воскресенье в библиотеке мест едва хватило, пришли все: ученые, туристы, грибники и рыбаки, а еще те, кто просто медведя боится. Действительно, люди встречаются с медведем все чаще, и что это — случайность, закономерность, тенденция?..
— Я начинал работать с медведями в 1986 году, будучи сотрудником Института биологических проблем Севера в Магадане. Тогда, в течение двух лет, наша геологоразведка потеряла восемь человек из-за нападения бурых медведей. Потери среди основного состава очень огорчили руководство экспедиции и оно обратилось к биологам. А они “бросили” на эту тему самого молодого сотрудника — меня. Вместе со специалистами геологоразведки мы создали инструкцию, и по ней я читал лекции перед геологами и начинал всегда с одной и той же фразы: “Если медведь решил вас съесть — он вас съест”.
С тех пор я веду картотеку, в ней описаны более 800 эпизодов нападения на человека, которые заканчивались телесными повреждениями. Кроме того, я присутствовал при расследовании 12 случаев гибели людей от медведей.
Кстати, медведь для человека — не самая главная дикая угроза. Первое место по количеству гибели людей от клыков и когтей держат крокодилы. На втором двое толстокожих: гиппопотам и слон. Медведи на третьем места, а на четвертом — большие кошки. В России водятся три вида медведей. Бурых — около двухсот тысяч особей (оценки численности относительны, имеют около 30 процентов погрешности), 8-10 тысяч — белых, гималайских 5-6 тысяч.
Какие они?
Михаил Кречмар разбил медведей на категории в зависимости от причиняемого ими вреда. И самые опасные – самки с детенышами и крупные самцы.
— Самки по размеру вдвое меньше самцов, детенышей защищают не колеблясь, но надо помнить — ровно до того момента, пока с их точки зрения опасность не миновала. С ними можно разойтись. Но если даже самка напала, у нее нет задачи вас убить — только обезвредить. А вот самые страшные — крупные самцы, хозяева территорий, от 180 кг весом до 600-700 килограммов (такие водятся на Востоке России). Но большой медведь потому и большой, что смог накопить жизненный опыт. Он понимает, что с человеком лучше не связываться. Однако если решил связаться, то практически не отгоняется…
Важно знать, как медведь получает картину мира? Он фактически слепой — зрение имеет монохромное, будто мутный ночной прицел, и видит лишь близко расположенные предметы, реагирует только на движение, как и большинство млекопитающих. То есть если ты не шевелишься, находишься от медведя с подветренной стороны и не шуршишь — ты для него не существуешь. Базовая информация к зверю приходит с обонянием и слухом — они очень тонкие. Есть еще способ получения — через лапы, кожа на подушечках очень чувствительная.
Варианты конфликтов
Михаил Кречмар объяснил, что в города и поселки чаще всего заходят самки с детенышами или подростки. Почему? Они любопытны, а нехватка опыта не обозначает человека, как опасность.
— Если не мусорить, то можно избежать 90 процентов случаев конфликта возле населенных пунктов, — говорит Михаил Арсеньевич. — Медведи приходят за пищей, потом начинают ощущать себя хозяином помойки, на которую пришли непрошенные гости в виде бомжей или санитарной инспекции. А свое он защищает. И одно из самых конфликтных мест — скотомогильники.
Бескормица в лесу — один из самых плохих вариантов. Если ягод-грибов мало — медведь голодает, а значит, опасен. Так, в 1962 году в Забайкалье в города и поселки вышло около 400 медведей, погибло больше 15 человек, и около 80 медведей было застрелено.
Вторжение на территорию, контролируемую медведем, — самый типичный вариант:
— Вот вы идете по тропе, а в пяти метрах от нее, совсем незаметно, лежит задавленный олень или груда рыбы, все это охраняет медведь. Вы не видите, спокойно себе идете, а медведь вас слышит, думает, что на добычу его претендуете, и бросается. Кроме того, его, как доминирующего хищника ранее не видевшего людей, может взбесить, что вы ему дорогу не уступили.
Очень опасны сезонные гормональные всплески, период гона — у бурого это с начала апреля и до конца июня. В это время звери особенно агрессивны и шанс на конфликт с ним гораздо выше. А еще медведь может попросту спутать нас с другим животным.
— Еще раз подчеркну — во время избытка кормов большую часть встреч можно разрулить миром. Нельзя думать, что каждый медведь намерен вас убить. Но такой вариант не исключен.
Плохие ситуации
— Это близкие встречи на тропах, неожиданные для вас и для него. Ягодники, грибники, охотники, рыбаки — не давайте себя захватить идее, постоянно оглядывайтесь! Чем раньше вы увидите зверя, тем больше шансов разойтись спокойно. А еще лагеря без охраны — раздолье для медведя, и надо помнить, что ночующий человек в палатке полностью беспомощен, особенно если он в спальном мешке.
Кстати, что касается палаточных лагерей. Они привлекают зверя в первую очередь. Американцы советуют подвешивать запасы провизии между деревьями, готовить на значительном расстоянии от палатки. Обязательно сторожите надувные лодки — они, как пенопласт, — любимые медвежьи игрушки. Лагерь защищать лучше всего электрическими изгородями (для длительных стационарных стоянок), колючей проволокой, досками с гвоздями. Леска с банками не поможет — ими гремят ветер, птицы, бурундуки, вы спать не сможете, а когда заснете к утру, тут медведь и придет…
Как с медведем разойтись?
Михаил Арсеньевич рассказал, как по виду животного распознать его намерения:
— Медведь становится на задние лапы, столбиком — естественная реакция на раздражитель, ему надо осмотреться. Увидел такую позу — просто стой и жди. Думает, что вы подозрительны или опасны — водит носом и фыркает. Если он издалека делает шаги по направление к тебе — лучше отойти, причем на подветренную сторону, затихнуть и подождать минут сорок. Прыгать, бегать, стрелять не надо — тихо-спокойно разойдитесь.
Если медведь решает, что надо бы вас выгнать — у него шерсть дыбом, на задние лапы становится, ревет и прыгает на одном месте, стучит по земле. А вот атакует он всегда на четырех лапах, раздувается как шар, уши закладывает… И — как только расстояние меньше тридцати метров — летит прыжками, очень быстро, и опытный человек успевает сделать лишь один выстрел…
Помните — на группы людей медведи не нападают, вообще. Даже на последнего в строю. Не бывает такого — превосходящих сил противника они боятся. Медведь — животное-индивидуалист, мы для него — нетипичная жертва. Имейте в виду, что любое отпугивание базируются на особенности любого млекопитающего, включая нас с вами — все мы одинаково боимся непонятных вещей.
Запомним первое и главное правило — не бежать. Медведь все равно догонит. Правда, у него может быть задача вас отогнать, но нет гарантии, что в момент, когда он за вами погонится, ему не придет в голову мысль присовокупить вас к добыче. Поэтому не убегаем — стоим.
И знайте: по деревьям они лазают, но плохо, однако с тонкого дерева вполне способны вас стряхнуть. В скалах же медведь — как альпинист, поэтому если прячешься в скальнике — не лезь наверх, а забивайся в узкую щель.
Как заранее отпугнуть?
— Нет ничего более неестественного для зверя, чем человеческий голос, — говорит Михаил Кречмар. — Поэтому если навстречу идет медведь по тропе, рылом по земле водит, нужно вполголоса ласково произнести: “Ну, куда ты прешь, дурашка?”. Почти во всех случаях он исчезает мгновенно.
Второе — металлический стук, второй непривычный природе звук. Бейте консервными банками друг о брега, ножом о камень, ложкой о миску.
Идете группой — беседуйте громко, идете один — пусть на шее звучит радиоприемник. Берите с собой обычные милицейские свистки. Множество опытных экспедиционников всю жизнь в лесу без оружия — оно тяжелое, неудобное. Ходят со свистками и все живы.
Огонь отпугивает медведя плохо, так как в природе все время что-то горит, это медведю привычно. Крик — уже предпоследнее действие, перед тем как выбрать, куда прятаться.
Манипуляция размерами хорошо помогает. Если вы неожиданно изменили свои габариты — медведь испугается. Поэтому схватите куртку и резко растяните над головой.
Собака в лесу с одной стороны может предупредить об опасности. С другой, наоборот, может привести медведя к вам, если он за ней погонится. Мне известно несколько случаев, когда люди таким образом погибали.
Из спецсредств лучше всего работают сигнальные шашки для приманивания авиации, они испускают фантастическое количество оранжевого дыма. К перцовым и прочим аэрозолям отношусь скептически, поскольку контакт тут происходит на слишком близком расстоянии. Аэрозоль может зверя отпугнуть, а может и разозлить… Одно из самых мощных нелетальных средств воздействия, в том числе и на человека, фонарь высокой мощности (не менее тысячи люмен), особенно со стробоскопическим эффектом. Отпугивает медведя отлично! Сам я считаю наиболее эффективным способом отгона медведя стародавний дедовский фальшфейер, “Ночной сигнал бедствия”. Не было ни одного случая, чтобы животное, в которое тычут фальшфейером, довело свое дело до конца. Минусы — фальшфейер работает на близкой дистанции, на которую не каждый способен зверя подпустить. К тому же, приводится в действие не сразу, и увы, может не загореться…
В конце лекции Михаил Арсеньевич подытожил:
— Все, что я вам рассказал — это картина широкими мазками. В тот момент, когда перед вами встанет “ваш” медведь, вы будете себя вести так, как подскажет ваш жизненный опыт, душевное состояние и… он сам.