За 12 месяцев прошлого года сотрудники этого ведомства проверили в рамках фитосанитарного контроля более 5,6 тысяч тонн свежих овощей и фруктов, 1,4 тысячи тонн круп и муки, 155,42 тонн фуражного зерна (кукуруза, овес, горох), 84,26 тонн орехов, 910 тысяч срезанных цветов и горшечных растений, 175323 пакетов и 160,017 тонн семенного материала (семена хвойных пород, семена злаковых, семена цветочных культур), 904,226 тысяч штук посадочного материала. Все эти товары ввозились на территорию Мурманской области из других регионов России и заграницы.
Также должностные лица управления участвовали в 1456 досмотрах и обследованиях, в 84 мероприятиях, чтобы выявить правонарушения — в результате нашли 199 нарушений требований законодательства РФ в сфере карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.
Была выявлена и запрещенная к ввозу в Российскую Федерацию продукция. А именно: яблоки, груши, салат Ромэн, томаты черри, виноград, капуста китайская из Польши, Испании, Голландии, Украины, Бельгии, в общей сложности 1088,04 килограммов. “Незаконные” овощи и фрукты уничтожили в соответствии с действующим законодательством.
Немедленному уничтожению подвергся и сыр из Финляндии в количестве двух килограммов, который был обнаружен в одной из торговых точек Апатитов в декабре…
В первый месяц 2019 года сотрудники Россельхознадзора во время проверки на одной из овощных баз Мурманска вновь выявили продукцию, запрещенную к ввозу в России. Это были 166,4 килограмма свежих яблок. Документы на фрукты владельцы товара не представили, на упаковке были следы сорванной маркировки, а сама упаковка характерна для стран ЕС.
Еще один случай. Во время рейда по торговым точкам, был установлен факт торговли яблоками из Польши в количестве 50 килограммов. Происхождение продукции установлено согласно маркировке на упаковке.
В обоих случаях запрещенные к ввозу в РФ яблоки изъяли и сожгли в тот же день.
Новости об уничтожении продуктов воспринимаются болезненно. В людской памяти — не только продуктовый дефицит времен развитого социализма, но также блокада, голодомор и другие трагедии, связанные с отсутствием еды и страданием народа. Так что трудно смириться с тем, что хорошие, качественные продукты, уничтожают по политическим причинам. Неужели нельзя так называемую “санкционку”, которую ввозят в Россию в обход ограничений, введенных государством в ответ на западные санкции, отдать нуждающимся людям, к примеру? Почему обязательно уничтожать?
Напомним, 6 августа 2014 года президент РФ подписал указ, запрещающий импорт в Россию некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции. На следующий день правительство утвердило список запрещенной продукции: под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция.
По мере сохранения санкций Запада, Россия также продлевала и свои ответные меры. Пока запрет на поставки иностранных продуктов действует до конца 2019 года. Россельхознадзор отмечает, что за четыре года действия указа президента ведомство выявило свыше 27 тысяч тонн незаконно ввезенной на территорию России продукции, включая 999 тонн животноводческой продукции и 26,4 тысячи тонн — растительной.
В конце июля 2015 года президент Путин подписал указ об уничтожении продуктов, запрещенных к ввозу в страну в рамках контрсанкций. За три года Россельхознадзор уничтожил свыше 26 тысяч тонн нелегальной продукции, из них 862,3 тонны незаконно ввезенной животноводческой продукции, среди которой больше молочной.
Как говорит министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, это позволяет эффективнее бороться с незаконным бизнесом, поскольку до августа 2015 года задержанные партии запрещенной еды просто возвращали поставщику.
Его поддерживает Сергей Лисовский, первый зампред комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике:
— Мы нечто подобное проходили с принятием закона о запрете торговли черной икрой. Тогда браконьеры вступали в сговор с правоохранителями, оставляли икру в оговоренном месте, те ее находили и, на основании того, что икра произведена незаконно неустановленными лицами, отдавали конфискат на реализацию уполномоченным фирмам. Зачастую тем же, кто икру и бросал. Когда же был принят закон о ее уничтожении, объем ловли осетров и реализации икры сократился. Так и здесь. Очень скоро в кустах были бы обнаружены штабеля санкционной продукции или фуры, водители которых сбежали. И конфискат пошел бы на реализацию уполномоченным фирмам. Так что вариант с немедленным уничтожением — мера жесткая, но допустимая, прежде всего, в воспитательных целях.
Суровые методы воспитания используют наши законодатели! Но какими бы ни были политические мотивы, уничтожать хорошие, полезные продукты, фрукты, овощи (ведь это не водка, наркотики или сигареты), в производство которых вложен труд людей, в том числе и тех, кто выращивал все это на земле, как-то безнравственно. С другой стороны… А если бы и вправду приняли закон “всю выявленную санкционку отдавать в дома престарелых и малоимущим семьям”! В этом случае кто бы контролировал направление продуктовых потоков, отвечал за их свежесть и сохранность? И что в итоге дошло бы до адресата? Сколько нечистых на руку чиновников присосались бы к этим потокам? Как начнешь думать на эту тему, так и вправду согласишься с классиком “Так не доставайся же ты никому!”…
Виктор Семенов, основатель группы компаний “Белая дача”, считает, что, прежде всего, надо подумать, а как действительно можно прекратить ввоз запрещенной продукции. Придумать действенные заградительные меры, и все-таки не идти по пути уничтожения.
Есть еще один вариант — идеалистический. Давайте помечтаем, что за время санкций в России научатся делать лучшие в мире сыры, выращивать свежайший салат Ромэн, ароматнейшие яблоки и груши, что уж и санкций не будет, а мы все равно, будем покупать только свое, отечественное. И не потому что поддерживаем собственного производителя, а потому что это вкусно.