История подвига

27 января в прокат вышла историческая военная драма “Спасти Ленинград”. Картина рассказывает про попытку вызволить людей из блокадного города осенью 41-го. Некоторые зрители фильм раскритиковали за сходство с “Титаником” и недостоверность. Рассказываем, почему все-таки картину Алексея Козлова стоит посмотреть.

Четыре-пять лет назад появилась новая тенденция: выпускать к 9 мая фильмы о Великой Отечественной войне. Некоторые из них провалились в прокате, не выдерживая конкуренции, некоторые прошли незамеченными… Но количество фильмов о войне не уменьшается — то ли государственная поддержка стимулирует киношников выпускать как можно больше военных лент, то ли круглые даты…

big_startfilmru1406692

О блокаде Ленинграда снят не один фильм. Уже в 1944-м вышла картина “Жила-была девочка” Виктора Эйсымонта, а в 70-е режиссер Михаил Ершов снял четырехсерийную эпопею “Блокада”. Да и сейчас выходят фильмы о блокаде — в 2013 году был показан сериал Александра Велединского “Ладога”, а в 2014-м — трогательный минисериал “Линия Марты”. К 75-й годовщине окончательного снятия блокады приурочена премьера еще одного фильма — “Спасти Ленинград” Алексея Козлова.

В центре сюжета — юные влюбленные Настя (Мария Мельникова) и Костя (Андрей Миронов-Удалов). Они отправляются в эвакуацию из окруженного немецкими войсками Ленинграда на барже. Но в последний момент их едва не разлучают — Костю, как и всех курсантов-артиллеристов, по приказу командования отправляют на фронт. Но главный герой по приказу отца, который отвечает за эвакуацию, переодевается в форму матроса и все же оказывается на барже. Судно было предназначено для перевозки скота, но выбора не оставалось: пассажирский флот не мог зайти в Ладогу. В ночь на 17 сентября баржа отчалила от пристани и, ведомая буксиром, двинулась в направлении Новой Ладоги. Шли без огней и сопровождения. Спустя несколько часов начался шторм. Обшивка не выдержала, и баржа дала течь. Команда подала сигнал SOS, но вместо помощи на место крушения прилетели немецкие самолеты…

Сценарий картины основан на реальных событиях. В начале сентября 1941 года немецкие и финские войска завершили окружение Ленинграда. И начались поиски других путей снабжения и вывоза людей. Одним из вариантов стал водный путь по Ладожскому озеру — сложному для судоходства даже в мирное время, что уж говорить про осень 41-го. Вечером 16 сентября баржа №752 (в других источниках — 725) отправилась в ночной переход из порта Осиновец до пристани в Новой Ладоге. В тот день другую баржу с людьми потопили немецкие самолеты. Во время пути на барже открылась течь, начался шторм, средств спасения не было. Экипаж буксира и еще одно судно подняли из воды 240 человек, остальные погибли… Всего на барже было полторы тысячи человек: курсанты нескольких училищ Ленинграда, гражданские люди, в том числе дети. Одновременно с баржей №752 затонула еще одна баржа, которая везла пополнение и продовольствие в Ленинград.

Но вернемся к фильму. Уже по трейлеру можно было бы сделать неутешительные выводы. Во-первых, мне в глаза бросилось количество персонажей и их принадлежность к разным слоям общества. Обычно подобное не позволяет раскрыть характеры героев. Во-вторых, меня смутил актерский состав, главные роли исполняют дочь Анастасии Мельниковой — Мария и внук Андрея Миронова — Андрей. Новички, да и в больших проектах не снимались…

Однако после просмотра могу сказать одно — “Спасти Ленинград” нужно обязательно посмотреть на большом экране. Ведь это необычная лента для отечественного кинематографа.

Будучи масштабным и технично поставленным фильмом, он оказывается очень авторским. За три года разработки проекта режиссер и сценарист картины Алексей Козлов успел погрузиться в тему и понять, что он хочет видеть на экране. Однако это и сыграло злую шутку с автором — нюансы, которые очевидны людям, разбирающимся в истории, требуют дополнительных пояснений для остальной публики.

Один из авторских приемов — опустить главное, уделив внимание деталям. К примеру, в отзывах пишут, что не поняли, почему именно так выглядит сотрудник НКВД в исполнении Гелы Месхи. Да, он обронил фразу, что едет из Эстонии, и тот, кто подогадливей понял, что герой долгое время жил фактически за рубежом. Но кажется, на эту фразу обратили внимание далеко не все… В итоге сюжет картины чем-то напоминает головоломку, состоящую из нескольких неизвестных и множества подсказок, которые каждый трактует по-разному. И если ребус разгадать, то картинка сложится, а если проигнорировать — увы, нет.

А пока хороших отзывов почти нет: зрители после просмотра вспоминают несостыковки и прерывающиеся сюжетные линии, почему-то отодвигая на задний план великолепную работу режиссера, оператора и актеров. К слову, никто из них не вызывает ни малейшего отторжения, ни в ком не видно фальши. А для отечественного кино это большая редкость. Еще один немаловажный момент — фильм снят на деньги режиссера, без участия Министерства культуры и Фонда кино.

Что же касается упреков в недостатке правдивости, то создатели фильма никогда и не говорили о желании снять документальное кино. Это просто страница истории в художественном оформлении, которая ранее была недоступна (документы об эвакуации по воде были рассекречены всего 15 лет назад). А о том, что память — не пустой звук, говорят, финальные кадры: 9 мая и “Бессмертный полк” в современном Санкт-Петербурге.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *