Мона говорит: “Вперед!”

Это Мона, менеджер “Утопии”. Она считает, что магазины будут всегда, но станут другими. Фото Натальи Черновой.
Это Мона Лиден, менеджер “Утопии”. Она считает, что магазины будут всегда, но станут другими. Фото Натальи Черновой.

Центр шведского города Умео (115 тысяч жителей, треть из них — студенты) — это, по традиции, пешеходная улица, абстрактные скульптуры и, конечно же, торговые центры. Самый крупный из них — “Утопия”. Интересен он тем, что над магазинами расположены друг за другом офисы, гостиница, фитнес-клуб, жилые квартиры и… школа!


Магазин — третье место человека

Мы идем в “Утопию” вместе с молодым журналистом Исааком Крона из “Folkbladet Vаsterbotten”. Он, собкор в городке Люкселе, провел опрос горожан, которые перестали ходить в молл центра города, и теперь этот самый центр превращается в пустырь. Он спросил у горожан, почему они пользуются онлайн-магазинами. Оказалось, что 14 процентов считают, что так легче сравнивать модели и цены, 11 процентов голосуют за круглосуточный режим покупок, 23 процента гонятся за дешевизной, для 28 процентов это быстрее и проще, по 10 процентов покупателей отметили, что “ассортимент шире” и “такого не купишь нигде”.

“Я думаю, что владельцы молла в Люкселе недостаточное внимание уделяют как раз вот этим запросам потребителей”, — комментирует исследование Исаака Мона Лиден. Она — менеджер мега-молла “Утопия”, который был открыт в 2015 году и целиком принадлежит компании “Балтик-группен”. Раньше здесь была старая торговая галерея, потом здание перестроили — из четырех разных сделали одно. Во время открытия новой “Утопии” тут работали 20 магазинов, теперь их 50. В соцсетях о себе они пишут так: “Мы — торговый центр, который осмеливается быть чем-то большим, нежели просто место торговли и потребление. Мы — стильное и приятное место встречи для всех. Ведь центр города — это лучшее место для новых встреч и интеграции между различными людьми и социальными группами. И у нас есть все — от больших сетей до маленьких уникальных магазинов. Здесь собрались местные торговцы с большими сердцами и волей, чтобы сделать каждого клиента довольным!”.

И все же даже в “Утопии” взгляд нет-нет, да наткнется на закрытые отделы. Спрашиваем Мону:

— Есть ли у вас ощущение, что интернет-торговля мешает обычной?

— Нет, я так не думаю. Да, онлайн-торговля стала нашим конкурентом и нам нужно придумывать другие способы продаж. Но мы вполне можем существовать вместе.

Перестроенное здание молла, в котором есть спортзал, офисы, гостиница и даже школа. Фото Натальи Черновой.
Перестроенное здание молла, в котором есть спортзал, офисы, гостиница и даже школа. Фото Натальи Черновой.

Например, для обычного магазина, прежде всего, нужна хорошая географическая позиция. “Утопия” расположена прекрасно — между автобусной станцией и главной площадью города, железнодорожный вокзал также совсем недалеко. А в торговле что главное? Людские потоки, они делают шопинг возможным.
Далее. Владельцам магазинов необходимо создавать некое заинтересованное сообщество вокруг своих брендов или продуктов. У нас в стране, например, есть бренд “Гудрун Шедеэм”, который производит одежду для женщин старше 45 лет. Они с помощью соцсетей создали вокруг своего бренда такое прекрасное и сильное женское сообщество, они живут им, и к ним, конечно же, приходит покупатель.

Кормим школьников, сверяем планы

— Люди предпочитают онлайн-шопинг еще и потому, что это проще, экономнее. Как можно конкурировать с этим?

— Наша задача, как молла, не в том, чтобы помогать магазинам продавать товар. Наша задача — обеспечить им поток людей. Мы добиваемся, чтобы люди все время шли сюда, проводили тут время. То есть торговый центр должен стать третьим местом в жизни горожанина после работы и дома. Здесь они могут социализироваться, встретиться всей семьей, с друзьями и коллегами. Для этого здесь открыты, например, парикмахерские и маникюрные салоны, кафе, детские развлечения и так далее.

— Про рестораны и кафе все понятно, но как у вас спортзал-то появился?

— Мы — будто маленький город в городе. И да, у нас есть спортзал, потому что быть здоровым — это теперь тренд. Несколько этажей офисных, а под крышей еще и жилые помещения. Мало того, в нашем здании находится гимназия и школьники питаются в обед на нашем фудкорте!

— Мы видели закрытые магазины, как быстро эти помещения будут сданы?

— Мы уже знаем будущих арендаторов, сейчас, после того, как съехали предыдущие, мы немного реконструируем помещения. Все меняется довольно быстро и мы должны быть к этому готовы. Кстати, вместо джинсового отдела будет ресторан.
У нас есть список желающих въехать, мы выбираем, кого пустить в наш молл. Мы предпочитаем тех, у кого есть четкая стратегия развития, мы не хотим, чтобы магазины тут менялись как в калейдоскопе. И да, мы проверяем планы торговцев до того, как пустить сюда арендатора.

— Дорогая у вас аренда?

— Были хорошие сытые времена, когда аренда была дорогая и долгосрочная. Магазины сразу же заключали с нами договор на семь-восемь лет. Сейчас они предпочитают аренду на пару лет с продлением. Конечно, для них дешевле снимать помещение под магазин за городом, но там совсем не такое проходное место, как в центре.

Вместе с властями и народом

— У вас есть “Посетите Умео!” — муниципальная программа для привлечения туристов в город. Как вы сотрудничаете с ней и вообще с городскими властями?

— Мы сводим владельцев магазинов с программой “Посетите Умео!” — это помогает продвигать магазины в том числе в соцсетях. Мы все вместе сотрудничаем в плане общегородских мероприятий — встречаемся раз в неделю и договариваемся: кто что может, что будет выгоднее для всех, какие помещения и под какие мероприятия могут быть предоставлены. Все это побуждает магазины сотрудничать друг с другом в плане привлечения клиентов. Это могут быть рождественские акции, что-то для детей… Осенью мы проводим “Неделю моды Умео” — дети, подростки и молодежь одеваются в одежду из магазинов молла и демонстрируют ее на уличном подиуме рядом с “Утопией”. Проводим “Черные пятницы”, осенние и весенние распродажные рынки.
Кроме того, мы привлекаем специалистов из Стокгольма, которые рассказывают владельцам магазинов о том, как можно привлекать клиентов, делятся маркетинговыми ходами, всячески их подбадривают. Это успешные руководители, специалисты по развитию, в том числе и в соцсетях. Это называется “пеп-токс” — что-то типа персонального коучинга. При этом платит за эту помощь та самая программа “Посетите Умео!”, которая собирает членские взносы. Но при этом владельцы и менеджеры магазинов сами должны разрабатывать стратегии, строить планы на будущее. И повторю, очень важно, чтобы у магазина или бутика была своя интересная история.
Муниципалитет является очень важным игроком в этом сегменте городской жизни, мы очень тесно работаем, потому что нам совместно нужно разрабатывать, к примеру, места для парковки, освещение города и другие вопросы улучшения жизни горожан.

— Мона, скажите, вы пользуетесь онлайн-шопингом и что покупаете?

— Да, я использую Интернет для покупки еды — выбираю продукты на сайте, оплачиваю там же, а в магазин заскакиваю после работы, чтобы забрать огромный пакет, что мне там собрали. Они могли бы и доставлять на дом, но я люблю водить машину. Еще я покупаю онлайн игрушки для детей, чтобы они не просили лишнего и не хватали в обычном магазине все подряд.

— И еще, скажите, как избавиться от праздношатающейся по мега-моллу молодежи? Как быть, если не хочется быть с ними грубым, но они мешают другим и ничего не покупают?

— Всегда стоит помнить, что это — твои будущие покупатели. Если подростки ведут себя нормально, я разговариваю с ними так: “Ребята, мы всегда рады вас видеть, но если у нас все место займут те, кто не купит даже пуговицу, мне придется уволить весь персонал, нечем будет платить за аренду и тепло”. Я, не предлагая им никаких выводов, просто разговариваю с ними, как со взрослыми людьми. Если же подростки ведут себя вызывающе, то их нужно выгонять без сожалений!

Историю про шведский инкубатор идей и про “джинсовый рай” читайте в следующем номере.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *