Во-первых, это красиво. В самом центре серой кирпичной стены сверкают синие, розовые, красные краски. Во-вторых, это может быть, только начало — серых кирпичных стен
в Апатитах на всех хватит…
С Федором Мухаметшиным мы знакомы давно. Его необычные сувениры из стекла мы покупали на городских выставках, дарили знакомым. В гараже Федора есть целая муфельная печь для фьюзинга — метода сплавления стекла для витражей и других изделий. Занимается Федор и плиточной мозаикой. Вначале облагородил дорожку возле своего подъезда, для пробы. Потом сделал забавную табличку с номером дома, в котором живет, — вместо старой, ржавой. И вот теперь на трансформаторной будке под окнами квартиры семьи Мухаметшиных красуется большая мозаика, рядом с нею надпись “Это тупик, не пингвин”.
— Почему тупик? Птичка красивая, а еще я хотел, чтобы панно несло какую-то полезную, символическую информацию для местных жителей и туристов. Люди увидят, потом прочитают, что тупик живет на Кольском полуострове, пролетает над Имандрой, его можно встретить в Кандалакшском заливе. Кроме того, я выбрал тупика из-за яркого клюва, ведь просто черная птичка на синем фоне смотрелась бы мрачновато, — рассказывает Федор.
Мозаичное панно, надо отметить, было создано просто так — на личные деньги и в свободное время. Работает Федор Мухаметшин инженером научно-инновационного отдела в Кольском научном центре. А с панно ему помогали сыновья — Артем и Тимур, им 7 и 10 лет. Друзья собирали для мозаики бутылки — нужно было синее и почти черное стекло. С керамической плиткой посодействовал торговый дом “Ре-Монт” — отдавали разбитую.
Но самое интересное — другое. На сборку мозаичного панно ушло два месяца, на монтаж и затирку швов — два часа. А вот на согласование арт-объекта… почти полтора года! Федор собирался разместить панно на здании будки еще к прошлому новому году. Но понадобились согласования. Пошла переписка: отдел архитектуры, затем розыски хозяина будки, потом — начальства хозяина будки, опять архитектура… Наконец, помогли депутаты горсовета — Алексей Чуфырев и Александр Собакин. В результате, все оказалось согласовано, подписано, найдено и даже “ответственный за объект” — стену будки, на которой расположено панно, назначен. Это — сам Федор. Еще раз замечу — никакой помощи он ни у кого не просил: ни денег, ни рабочих, ни техники. Просто хотел сделать красиво. Сделал, слава тебе Господи!
Я спрашиваю у Федора, а как же поступают в других городах — в Мончегорске, в Печенге, где потрясающе расписаны пятиэтажки: цветами, бабочками, летними пейзажами, которых так не хватает нам на Севере?
— Чтобы разместить рисунки на жилом доме, нужно согласие его жильцов, — рассказывает он. — Остальные строения имеют владельцев. А любые архитектурные объекты нужно согласовывать в городской администрации.
Все это правильно, конечно, но дело вот в чем. У творцов и художников идеи мгновенные, требуют быстрого воплощения. Иначе или мастер перегорит, или идею уведут. А вот к долгим бюрократическим перепискам эти люди не приспособлены, и не их это, вероятно, задача. Их же задача — делать красиво для города, который долго, упорно и без особенного успеха идет к светлому туристическому будущему. А разве интересно туристам смотреть на нашу серость? Разве не любопытно им было бы узнавать город, прогуливаясь от одной “малой архитектурной формы” до другой? Разве не приятнее нам самим было бы жить в ярком, красочном и уютном месте?
И знаете, оказывается в некоторых городах страны есть особое положение об установке декоративных городских объектов. Эдакий регламент действий, упрощающий саму процедуру внедрения инициатив горожан для украшения общего места жительства. Чтобы по каждой инициативе — мозаичному панно, скульптурке, фигурным лавочкам или оригинальным клумбам — чиновники переписывались между собой быстро и сами, не гоняя инициаторов с письмами туда-сюда. Чтобы интересы города (и той самой его привлекательности для туристов) были на первом месте. Одном из них, хотя бы. И скорее всего, сами горожане должны такую идею об особом правиле выдвинуть и передать в Совет депутатов. Там ведь тоже есть те, кому не все равно — серый у нас город или цветной.
А мастер с восьмилетним стажем во фьюзинге, Федор Мухаметшин, пока что готовит новые арт-объекты. В том числе и крупные мозаичные. Хорошо бы, если бы Апатитам его мастерство пригодилось. Иначе в слове “тупик” ударение придется ставить на второй слог — такой вот будет символ города…