Саамские тайны

Кировск — Ловозеро. Путешествие в страну нойдов

Виталий и Константин, хозяева погоста Воавсхэс, ловко управляются с нярталом (лассо для оленей). Никто из гостей повторить этого не смог. Фото Светланы Наглис.
Виталий и Константин, хозяева погоста Воавсхэс, ловко управляются с нярталом (лассо для оленей). Никто из гостей повторить этого не смог. Фото Светланы Наглис.
Туристы в роли саамских охотников: обряд получился увлекательный и веселый. Фото Светланы Наглис.
Туристы в роли саамских охотников: обряд получился увлекательный и веселый. Фото Светланы Наглис.
Горячая уха в 30-градусный мороз - что может быть вкуснее? Фото Светланы Наглис.
Горячая уха в 30-градусный мороз - что может быть вкуснее? Фото Светланы Наглис.
Саамские мужчины зимой носят топорки (унты с длинными голенищами). Виталий объясняет, что их подошва сделана из меха, взятого с пяток оленей, - она очень прочная и не требует подшивки. Фото Светланы Наглис.
Саамские мужчины зимой носят топорки (унты с длинными голенищами). Виталий объясняет, что их подошва сделана из меха, взятого с пяток оленей, - она очень прочная и не требует подшивки. Фото Светланы Наглис.
Лариса с сыном впервые в Ловозере. Поездка их не разочаровала. Фото Светланы Наглис.
Лариса с сыном впервые в Ловозере. Поездка их не разочаровала. Фото Светланы Наглис.
Павла Конькова - исполнительница саамских песен. Фото Светланы Наглис.
Павла Конькова - исполнительница саамских песен. Фото Светланы Наглис.
Оленям, которых используют в упряжке, спиливают один рог, чтобы не цеплялись во время бега с напарником. Фото Светланы Наглис.
Оленям, которых используют в упряжке, спиливают один рог, чтобы не цеплялись во время бега с напарником. Фото Светланы Наглис.

Дух приключения возник сразу, как только автобус подъехал к саамскому погосту Воавсхэс. «Погост» на мест-ном диалекте означает «поселение». А выглядит он так: остроконечные куваксы (или чумы) для человека, загон для оленей, посредине стоянки — место для костра.

Народ-олень

Хозяин погоста Виталий говорит: чтобы приучить оленей к присутствию посторонних людей, нужно несколько лет, потому что олень — животное независимое и гордое. У лопарей они символизируют силу духа. Олень для саама — это сама жизнь. Недаром саамов называют «народ-олень».

Но в Воавсхэсе нас встретили совсем ручные олешки. Они привычно позировали и тянули губы за угощением. Двое запряженных в сани, принаряженных в расшитую сбрую оленей ждали желающих прокатиться с ветерком по заснеженным просторам.

Однако вначале всех гостей пригласили в куваксу, отведать ароматной ухи и супа с оленьим мясом. Рассевшись на шкуры возле очага, мы уплетали вкуснейшую, с дымком еду и обсуждали суровый быт лопарей. Для нас все это экзотика, а ведь так люди живут годами.

После обеда нам предложили национальные развлечения: футбол с саамским мячом из оленьей шкуры и метание няртала — аркана для ловли диких оленей. Признаться, закинуть аркан на рога получалось не у всех, но было весело.

Развлекшись, поехали дальше, в село Ловозеро. Это селение саами и коми появилось еще в XVI веке. Сегодня здесь живет три тысячи человек, и только треть — коренные жители. А всего в России осталось около 1800 саамов. Причин, конечно, много, в частности, низкая рождаемость. К примеру, Виталий из Воавсхеэса сказал, что в семье его родителей было 11 детей, а у него только двое.

В местном музее истории представлена коллекция экспонатов о культуре и быте малых народов. Поразила огромная гранитная глыба — она полностью покрыта петроглифами с изображением фигур охотников, рыб, оленей. Говорят, когда ее нашли в Ловозерских тундрах, хотели отвезти в музей в Санкт-Петербурге. Но при погрузке постоянно рвался трос, как будто глыба, которой люди молились три с половиной века, не хотела переезжать. И тогда решили оставить ее на месте.

Шамшуру на голову

В национальном культурном центре Ловозерского района мы еще раз убедились, что саамы — удивительно творческие люди. Поделки из кожи животных и рыб, бисера, оленьего меха, кости и дерева великолепны! Мастера традиционно используют четыре основных цвета — белый, синий, красный и желтый.

Саамская одежда нас тоже поразила. Оказывается, костюмы незамужних и замужних дам различаются. Особенно удивил головной убор замужних — странно выгнутая вперед шапка шамшура.

Историю костюма нам показали участники фольклорного коллектива «Танцующие саамы», они же исполнили несколько музыкальных номеров. Специально для нас коренная жительница Ловозера Павла Конькова спела две песни на родном языке — о тундре и оленях.

А нойды, оказывается, это местные шаманы, — важные люди у саамов. Они могли повлиять на результат охоты или помочь обрести человеку жизненную силу. Вживую увидеть нойдов нам не удалось, но мы потрогали и постучали в бубен — их главный инструмент. А кое-кто из нашей туристической группы стал участником обряда «охота на медведя».

По дороге домой мы делились впечатлениями и благодарили организаторов поездки — сотрудников кировского бюро путешествий «Легенды нойдов». Руководитель бюро Денис Рогозин сам увлекается историей и этнографией, в планах у него еще и экскурсии в Терское поморье, биосферный заповедник, Долину Славы.

А тем, кто не знает, как интересно провести каникулы и выходные дни, советуем звонить по телефонам 8 (921) 176-93-35 или 8 (911) 801-53-15. Вам  обязательно предложат что-нибудь увлекательное.

Информацию можно найти и на сайте:  www.hibiny4you.ru

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *