От розетки!

“Электричка” - так называют владельцы автомобили, которым не нужен бензин

В конце прошлой недели в Мурманске, возле отеля “Park Inn by Radisson Полярные Зори” — того самого, где год назад было установлено первое в городе зарядное устройство для электрокаров, — состоялась смычка. С севера и с юга сюда прибыли владельцы десяти автомобилей на электрическом ходу, большинство из них — “Tesla”. Норвежцы — из Киркенеса, наша делегация — из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. А за три часа до этого мы увиделись с владельцами машин: после ночевки в Кукисвумчорре они стартовали в областной центр.

Ия Гордеева: “Всюду багажник!” Фото Анны Глодевой

Ия Гордеева: “Всюду багажник!” Фото Анны Глодевой

С приключениями и без

Международный автопробег электромобилей “Arctic rally” организовало экологическое объединени “BELLONA” (Норвегия) в сотрудничестве с Ассоциацией развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (Санкт-Петербург) и Ассоциацией электромобилей Норвегии при поддержке Правительства Мурманской области. Цель пробега — популяризация электромобилей и привлечение внимания к проблеме нехватки инфраструктуры для зарядки электрокаров. В день встречи состоялась пресс-конференция с участием владельцев электрокаров, заместителя губернатора Мурманской области Евгения Никоры, мэра города Киркенес Руне Рафаельсена, и организаторов пробега.

Кстати, норвежцы из Киркенеса добрались до Мурманска без дополнительной зарядки — всего-то 225 километров! А вот те, кто стартовал в Санкт-Петербурге, прибегнули к помощи передвижной установки, включающей дизельную электростанцию и зарядную станцию — ее везли с собой. Были и другие сложности, например, при ночевке в Карелии одна из машин не зарядилась — дело в том, что электромобили очень чувствительны к наличию “земли” (проводника, предназначенного для обеспечения электробезопасности). С одним из столбиков отеля возникла проблема, но на обратном пути сотрудники “Малой Медвежки” пообещали ее решить. Эту точку автовладельцы обещали отметить на мировой карте “PlugShare”, чтобы все электромобилисты могли тут подзарядиться. Все это рассказала нам Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ). С ней мы побеседовали в Кукисвумчорре перед стартом в Мурманск.

Монитор внутри покажет уровень заряда и километраж, на который его хватит. Фото Анны Глодевой

Монитор внутри покажет уровень заряда и километраж, на который его хватит. Фото Анны Глодевой

Без шума и денег

Но вначале — про машины. Подходим мы, значит, к белоснежной “Тесле”, капот открыт, глядим, а там… розовый чемоданчик! Ия смеется и говорит: “Посмотрите еще, что в багажном отделении!”. Смотрим — там багажник, и не одно, а сразу два больших отделения. А где мотор? А нету…Садимся внутрь. На приборной панели — большой монитор-тачскрин и больше ничего.

В машине абсолютно ничем не пахнет. Нет даже намека на химическую бензиновую отдушку. Мало того — оказалось, что машина включена, но нет ни звука, ни вибрации. А уж когда водитель вжал педаль в пол и авто почти взлетело (разгон до сотни у “Теслы” — за четыре секунды), было полное ощущение, что тебя уносит реактивный самолет. “Этого всего не может быть!”, — слышу зачарованный шепот коллеги.

Итак, перед нами три “Теслы” и один гибрид, “Chevrolet Volt”. Его владелец говорит, что изредка пользуется бензином — тратит граммов двести в месяц, чтобы доехать до ближайшей зарядки, зимой расход увеличивается до… 2,5 литров! А Ия рассказывает о своей “ласточке”:

— Именно на этой машине я езжу уже больше года, до “Теслы” у меня был “Фиат-500”. С бензином не имею отношений около двух с половиной лет, а вообще у меня в Санкт-Петербурге компания, выпускающая зарядные станции. Сейчас мы сделали пантограф для электробусов, выпускаем оборудование для развития инфраструктуры, для любого электротранспорта.

Вместо бензобака - гнездо зарядки. Фото Анны Глодевой

Вместо бензобака — гнездо зарядки. Фото Анны Глодевой

В чем же, по мнению владельцев, плюсы электрокаров?

— Во-первых, это очень экологичный транспорт. Во-вторых, растут цены на бензин, а для нас километр дороги обходится по ночному тарифу в двадцать копеек, по дневному — в 35-50 копеек. Но в сущности, просто достаточно розетки! — говорит Ия.

— А обслуживание?

— У меня пятилетняя машина, я езжу на ней год, всего у авто 200 тысяч пробега. За это время я поменяла только контактер высоковольтной батареи. Он меняется по гарантии, но у меня машина из США, так что пришлось самой вложиться — это 10-15 тысяч с работой. И все! Зарядки бесплатные, в Питере и Москве для нас отменен транспортный налог, парковки для электротранспорта тоже бесплатные. В Москве парковочный билет для обычных машин стоит 20 тысяч в месяц. Умножаем на год — ужас!

И потом, я несколько недель назад давала свою машину покататься. А мне в обмен отдали бензиновую. Потратила на топливо три тысячи и думаю: вот это да, я бы на эти деньги пять раз поела и маникюр бы еще сделала!

А помимо своих потребительских свойств, это еще бешеный разгон, который, кстати, увеличивает безопасность, маневр при обгоне происходит гораздо быстрее. Это тишина, так как нет мотора и шуметь нечему. Кстати, в Европе в электрокары иногда ставят специальные устройства, чтобы люди слышали свою машину — когда она работает, когда нет. Ну и жители городов тоже выигрывают — на улицах и рядом с автотрассами тихо…

Так что хочется все эти плюсы показать, привлечь внимание людей, и, конечно, испытать себя и машины. Потому что так далеко мы никогда не ездили, для нас это первый пробег. Тем более за Полярный круг!

— А откуда родом ваша “Тесла”?

— Я ее в России покупала, но и привезти из-за границы несложно. Только растаможивание — дело затратное, высока таможенная пошлина. Зато сервис у нас рядом — в Финляндии. Хотя туда нечего особенно и ездить — поскольку хоть машина и дорогая, но обслуживанием вы это компенсируете. Вернее, его отсутствием — в “Тесле” деталей на 30 процентов меньше, чем в обычном авто. Зато есть программа, синхронизированная со смартфоном — я могу всегда видеть где моя машина, как она, сколько осталось заряда, могу машину завести, выключить и даже посигналить из дома или из кафе.

Кстати, про заряд. Его хватает на 400 километров, для городского цикла отлично, за день столько никак не наездишь. Приехал домой, поставил на подзарядку, как обычный планшет или смартфон. Я ставлю заряжать раз в неделю, мне до работы 20 км всего. Чтобы зарядить полностью, нужно около часа, но это время в городе на зарядку мы не тратим, только на трассе. У электроавтомобилистов полностью другой менталитет — мы вообще не ездим на специальную зарядку. Куда приехали — там и воткнулись. Вот у нас в Питере около 50 зарядок — я приехала в спортклуб, тут же поставила, подзарядила. И полной зарядки авто не требует. Кстати, оно способно подзаряжаться при буксировке или при торможении.

И все же при очевидных плюсах, есть пока и минус — цена электрокара.

— Автомобиль не новый можно купить по цене от 2,5 до пяти миллионов рублей в среднем. Новая “Тесла” обойдется в цену от семи до 17 миллионов. Но для машины с таким разгоном, которая относится к премиум-сегменту, — это приемлемо. Что касается гибридов, то скажем, гибрид “BMW i8”, обойдется в 9-12 миллионов — цена соответствует ее классу. Если взять средний сегмент, то, например, “Nissan LEAF” сегодня можно купить во Владивостоке за 500-700 тысяч (с правым рулем) и до миллиона двести с левым рулем.

Футуристическая машина на фоне Кукисвумчорра выглядит фантастикой. И посмотрите на колеса! Но ехать можно - спасает пневмоподвеска.

Футуристическая машина на фоне Кукисвумчорра выглядит фантастикой.
И посмотрите на колеса! Но ехать можно — спасает пневмоподвеска.

Невзирая на, казалось бы, высокую стоимость, “электрички” и гибриды уже и в России становятся популярными, как бы нам не загораживали путь, ведь нефтегазовое лобби очень сильно. Но та же Европа переходит на электричество повсеместно. Да, процесс растянется на годы, но автоконцерны тоже следуют новым веяниям. Те же “Вольво”, например, постепенно прекращают выпуск бензиновых двигателей. Мы уверены, что мир перейдет на электрокары уже в обозримом будущем. И хотя мы пока плетемся в хвосте, но вот такие пробеги и проводим — чтобы быстрее переместиться поближе к “голове”.

Удовольствие и польза

Владислав Никифоров — консультант “BELLONA”, бывший мурманчанин, а теперь житель Осло. Ему принадлежит идея установки зарядной станции в Мурманске — самой северной в России. Провести нынешний автопробег предложил тоже он, заодно и поучаствовал в нем.

— Я принципиально не покупаю себе машину, пользуюсь прокатом, велосипедом и общественным транспортом, но напрокат беру электромобили, много общаюсь с их владельцами. В маленьком Киркенесе, кстати, электрокаров сегодня двадцать.

Конечно, ужасные дороги в России плюс дешевый, по сравнению с Европой, бензин — это большое препятствие для развития электротранспорта. Но есть такая штука как удовольствие от вождения электрического автомобиля. Когда мы ехали в Киркенес, обгонять просто приятно было из-за огромной мощности в 400 с лишним лошадиных сил — обгон происходит за две-три секунды, ускорение как в космической ракете. Конечно, российские владельцы поначалу могут сойти с ума от этого.

Сейчас в Европе продажи бензиновых, а особенно дизельных автомобилей, падают катастрофически, спасает только российский спрос. Пока купить обычное авто можно без проблем, хотя вводят все больше ограничительных мер для машин-загрязнителей в городе: парковка дорогая, въезд в город платный, налоги и так далее. Так что купить можно, содержать дорого. Тот же автосервис! А в “Тесле” ведь нечему ломаться: нет системы охлаждения, нет трансмиссии, нет коробки передач, нет масла…

Кстати, рост спроса на электрокары в Норвегии начался в последние пять-семь лет: если в 2010 году таких авто была всего пара тысяч, то сегодня их количество перевалило за 150 тысяч. Интересно, что по прогнозам общая стоимость электромобиля — покупка и последующая эксплуатация — станет ниже традиционного авто уже к 2022 году. Кроме того, в Норвегии самая плотная в мире сеть мощных зарядных станций (120-150 киловатт), здесь на каждый миллион жителей приходится 7,3  станции, или около 10 тысяч станций по всей стране.

А что у нас? Участники северного электроавтопробега разъехались по домам. А экологическое объединение “BELLONA” продолжает работу над проектом “Arctic Electric Road” — правительству области предложено установить зарядные станции по дороге в Норвегию: в районе Титовки — скоростную, и обычную — в Заполярном.

Это интересно(2)(0)

1 Комментарий

  1. Интересно, конечно. Но в России так долго запрягают. И цена такого сегмента рынка для обычных людей запредельная и в обозримом будущем недосягаема. Так что хорошее начало растянется на долго. Очень надеюсь, что я ошибаюсь. Если к 2022 году и впрямь цены на электрокары упадут, как говорит Влад, то ситуация может в корни поменяться. С уважением
    Никифоров Андрей. Челябинск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *