11 мая в пять вечера места в зале “Полярного” заняли сплошь ученики 15-й школы — с родителями и педагогами. Детям от 14 до 17 лет, и все они пришли смотреть военную драму Константина Хабенского “Собибор”. Причем сеанс для них совершенно бесплатно организовал ТЦ “Пин-Гвин”, а инициатором стал один из его совладельцев, Олег Федоров, вместе с супругой Ладой. Почему предприниматели пригласили ребят смотреть это кино и что сами дети думают об увиденном?
Олег Федоров вкратце сообщил нам, что акция бесплатного кино для апатитских детей продолжается — “Пин-Гвин” водил в “Полярный” в рождественские праздники ребят из детдома, а учеников 15-й школы — весной. На этот раз был выбран фильм “Собибор”.
Почему именно школа №15? Здесь общешкольный родительский совет возглавляет Лада Федорова, жена Олега Геннадьевича. И вот что она рассказала:
— И когда мы водили ребят на “28 панфиловцев”, и в этот раз цель одна — как в известных стихах “Детям своим расскажите, чтобы помнили, детям детей расскажите…”. Наши дети сейчас живут в другом медийном пространстве, они не смотрят телевизор, мало читают, к сожалению… В кино собираются скорее на какие-нибудь раскрученные блокбастеры, а для некоторых и цена билета имеет значение, не всегда можно выделить лишние деньги.
Мы были 8 мая на школьном концерте, посвященном Дню Победы — он был очень проникновенный, мы с учителями наревелись. Тогда Олегу и пришла эта идея, чтобы как можно больше ребят могли задуматься на эту тему, а некоторые и просто узнать. Как он говорит: “Кто, если не мы?” Ну, вот, собственно, и все, потом были просто рабочие организационные моменты. Но я хочу отметить и педагогов, и администрацию школы. Они всегда готовы подхватить подобную идею, не отмахиваются — практически за день организовали классы! Спасибо Юлии Борисовне Пироговой и Людмиле Александровне Смирновой.
А педагоги в свою очередь благодарят семью Федоровых.
Юлия Борисовна:
— Спасибо за эту идею Ладе Анатольевне и Олегу Геннадьевичу. Вы знаете, мы, конечно, чуточку сомневались: стоит ли вести на этот фильм семиклашек? Но потом подумали: дети и сами находят в Интернете разное, иногда просто бессмысленную жестокость, и увидеть, как страдали на войне люди, как ломались их судьбы, подумать об этом им не помешает, а кого-то подтолкнет глубже интересоваться этой темой.
Интересно, что именно семиклашки после фильма сказали удивительную вещь: главный фашист стал таким плохим не просто так, а потому, что ему отец запретил любить еврейскую девушку. Наши дети — большие гуманисты, они не защищали антигероя, а объясняли, почему он такой зверь. Я детям всегда повторяю: всегда проводите грань между понятиями “немец” и “фашист”, рассказываю, как в современной Германии люди трепетно относятся к памяти, как до сих пор несут бремя вины за войну…
Школьники, конечно, с темой холокоста сегодня знакомы мало. До фильма меня многие спрашивали, что вообще означает слово “Собибор”. Но мы предупреждали, что идем на серьезный военный фильм, и никто не сделал даже попытки купить, например, поп-корн. Атмосфера в зале была особенная, зал замирал, и шел мороз по коже от того, что на экране, и от того, какая в зале тишина. А во время фильма многие плакали — и дети, и родители.
После фильма немного о своих чувствах и впечатлениях мне рассказали одиннадцатиклассники 15-й школы Валерия Ландау, Алена Ожиганова и Павел Рассадкин.
Лера:
— Самое главное, что тут показан подвиг человека, о котором узнали только после его смерти. А сколько таких было, о ком мы не знаем! Мы погрузились в эту атмосферу, где абсолютно не было ничего хорошего, веселого, позитивного. Весь фильм держит в напряжении из-за того, что осознаешь, как одни люди могут с другими обращаться. Не хочется, чтобы так было… Вот вечеринку показали у фашистов, где они использовали заключенных, как животных. У них не было понятия такого — человек. Мы увидели, на каком тонком волоске иногда висит человеческая жизнь, когда само понятие “человечность” просто размывается.
Алена:
— Ты понимаешь, насколько жестоким может быть человек. Я не представляю, какие должны произойти в жизни события, чтобы превратиться вот в такого зверя, как фашисты в лагере. Представляете сцену, когда людей убивали, каждого десятого? А артисты очень хорошо эти эмоции ужаса передали.
Павел:
— Очень интересная подборка актеров, которые играли фашистов. Правда, не очень было понятно, почему он настолько ненавидит главного героя, Александра Печерского. Таким на него смотрит взглядом убивающим… Наверное, он почувствовал угрозу в нем. Он мог бы расстрелять его сразу же, а тут было противостояние равных по силе характеров.
— А вообще, смотрят ли современные подростки фильмы о Второй мировой?
— Да, — ответили ребята, — смотрим. И тут же назвали: девочки — “Мы из будущего”, “Битва за Севастополь”.
— А мне больше нравятся старые, советские фильмы, — говорит Павел. — Например, “В бой идут одни старики”. Потому что, скажем, “Битва за Севастополь” или тот же “Сталинград” современный — там все сконцентрировано на стрельбе, битвах, которые перевернули исход войны. А Хабенский очень хорошо сделал “Собибор”, потому что сконцентрировался не на перестрелках, а на чувствах, на судьбах. К тому же сам герой удивительный — при его жизни не было признан подвиг, о нем мало кто знал.
— А что сегодня дети вообще знают о концентрационных лагерях? Как часто вы что-то смотрите или читаете о холокосте?
Павел:
— Очень мало знают. Если только на литературе, бывает. По телевизору редко про это показывают, потому что людям интересны масштабные битвы, сражения… А в “Собиборе” нет спецэффектов, но здорово создана мрачная, пугающая атмосфера, сам лагерь, который был выстроен, как копия.
Лера:
— Минимум эффектов добавляет ситуации трагизма. Более жизненно получилось.
Алена:
— Это сложная тема, потому что войну нам показывают, как стычку врагов. А тут мы увидели, что и свои своих могут убивать. Это когда наших солдат посчитали предателями за то, что они были в концлагерях. Это в голове не укладывается! Люди, которые живут с тобой в одной стране, в одном городе…
— Как вы считаете, молодые люди после таких фильмов могут стать добрее? Понять, что нельзя унижать людей и дискриминировать их по любому признаку?
— Это уж от каждого зависит, — замечает Павел. — Как он это поймет и примет.
— Измениться кардинально после одного такого фильма вряд ли можно, — говорит Лера. — Но что-то, хоть малость, поменяется, над чем-то человек задумается.
— Я вот задумался над странным эпизодом, когда бегущие под пулями евреи снимали шляпы перед поверженным начальником лагеря. Мне кажется, здесь хотели показать не то, что евреи люди приниженные, а то, что они своим принципам учтивости не изменяют даже в такой жуткой ситуации, — говорит Павел.
— Вообще, отмечу, что ребятам очень хотелось после сеанса поговорить про этот фильм, обсудить его. Это важный момент, — добавляет Юлия Пирогова.
Кстати, нельзя упустить и еще одного участника акции от “Пин-Гвина” и семьи Федоровых — сам кинотеатр “Полярный”.
— Да мы-то что, это полностью Олега Геннадьевича заслуга, — скромничает Светлана Жукова, директор кинотеатра, — Да, с нашей стороны этот показ был полностью бесплатным, кинотеатр не заработал ни копейки, Олег Федоров заплатил только прокатчикам. И это не первый раз, когда “Пин-Гвин” водит апатитских школьников в кино — ребята с их помощью прошлой весной смотрели “28 панфиловцев”, потом “Пингвинов Мадагаскара”. Думаю, что историческую драму “Т-34”, которая должна выйти в прокат зимой, Олег Геннадьевич тоже не оставит без внимания — он любит серьезное кино.
Кто такой Александр Печерский?
Фильм “Собибор” снят по книге Ивана Васильева “Александр Печерский: прорыв в бессмертие”. В основе фильма — реальная история. Лагерь смерти Собибор действовал на юго-востоке Польши полтора года, с весны 1942-го по 15 октября 1943-го. За это время здесь было убито около 250 тысяч евреев.
Интересно, что прототип главного героя — Александр Печерский — не просто выжил, а дожил до 1990 года!
22 июня 1941 года, в первый же день, войны он был призван в армию. В октябре 1941 года оказался в окружении под Вязьмой, был ранен и попал в плен. В мае 1942 года пытался бежать с четырьмя другими заключенными. Побег сорвался… 18 сентября 1943 года в составе группы заключенных-евреев Печерский был отправлен в лагерь уничтожения “Собибор”, где и организовал побег. Из почти 550 заключенных 130 не приняли участие в восстании, около 80 погибли при побеге, еще 170 были пойманы немцами. Все оставшиеся в лагере и пойманные погибли. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.
Александр Печерский после побега вместе с товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию, вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона. После воссоединения с красноармейскими частями Печерского арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон.
Командир батальона майор Андреев был настолько потрясен рассказом Печерского о “Собиборе”, что вопреки запрету покидать территорию батальона разрешил Печерскому поехать в Москву, в “Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников”.
После окончания войны Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, работал администратором в Театре музкомедии. В 1945 году написал книгу воспоминаний о Собиборовском восстании. В 1948 году во время политической кампании преследования так называемых “безродных космополитов” Печерский потерял работу. После этого он пять лет не мог устроиться и жил на иждивении жены. После смерти Сталина Печерский смог найти место на машиностроительном заводе “Ростсельмаш”. История уничтожения лагеря “Собибор” стала частью обвинений на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал хотел видеть Печерского в качестве свидетеля, однако советские власти его в Германию не выпустили…