Скромное величие

Нам всем повезло жить в одном городе с уникальным человеком. Теперь мы его вспоминаем — прошел год со дня кончины

Небольшое личное вступление. Когда вдова Давида Ивановича Мосунова, Нина Ивановна, попросила меня написать о нем несколько слов, я задумалась. Давид Иванович — человек, с которым я не была знакома и до сих пор себя за это корю. Так много слыша о нем с самого детства, я откладывала звонок ему, да и как? “Здравствуйте, я заочно вами восхищена”? Мне казалось, что у Давида Ивановича и без того много поклонников, учеников и друзей, куда уж тут…

И вот не успела. Так же, как многие не успевают встретиться со многими и потом очень, очень жалеют об этом всю жизнь.

Этим фото с редакцией поделилась его ученица Анастасия Кравченко.  Так вдохновенно он вел свои уроки.
Этим фото с редакцией поделилась его ученица Анастасия Кравченко. Так вдохновенно он вел свои уроки.

Когда-то, в середине 80-х, мой класс целиком перевели в первую школу. В те времена тоже бывало такое — в первой был недобор, в нашей, второй, перебор. Класс перевели, а я и еще несколько ребят остались, перешли в параллельный. И позже, встречая бывших одноклассников, я постоянно слышала от них: “Теперь у нас така-а-а-я литература! Такой Давид Иванович! Невероятные уроки, завидуйте нам!” И мы понемногу начали завидовать.

А гораздо позже, во время интервью на любую литературную тему, от самых разных людей я слышала все те же слова: “У меня был потрясающий учитель, Давид Иванович, поэтому…” или “Я стал совсем другим человеком и выбрал такую профессию благодаря Давиду Ивановичу…” И я вновь завидовала, и хотела познакомиться, но…

Дорогая Нина Ивановна! У меня нет личных воспоминаний о вашем супруге. Но я попросила рассказать о нем некоторых его учеников — девушки тут же откликнулись. Они — последние, кого учил замечательный, редкий педагог, профессионал и человек Давид Иванович Мосунов.

Анастасия Жирова:

— Давид Иванович Мосунов был талантливым педагогом. Его слова всегда были честными и остроумными, а школьные уроки походили скорее на академические лекции, на которых мы сидели буквально затаив дыхание, не замечая хода минут. Самые заправские хулиганы и самые беззаботные болтушки превращались во внимательных учеников и учениц. А если кто-то из ребят вдруг посмел сказать дерзость Давиду Ивановичу, остальные немедленно вставали на защиту любимого учителя.

В чем был его секрет? Я думаю, в том, что он искренне нас уважал, а мы уважали его. Общался с учениками на равных, но не спускался до нашего уровня, а поднимал нас на свой. Относился к нам, как ко взрослым, и требовал взрослого поведения от нас. И он всегда получал тот результат, к которому стремился! Потому что его сила и твердость всегда сообразовывались с вдохновением, творчеством и любовью. К своему делу, к литературе, к ученикам. А еще Давиду Ивановичу было действительно интересно общаться с детьми, при этом он умело и очень тонко держал дистанцию. Он не терпел безделья и фамильярности.

Помню, на переменах мы с одноклассниками считали за честь подойти к нему с какими-то дополнительными вопросами. Помню, как выдумывали эти вопросы еще во время урока. И, конечно, никогда не забуду его комментарии к оценкам за сочинения: “Ты можешь лучше!” Эти слова разжигали веру в себя, заставляли быть лучше, выложиться полностью.

Прошло уже восемь лет с того дня, как прозвенел последний звонок для нашего филологического класса, создание которого было личной инициативой Давида Ивановича. Мы все разошлись по разным дорогам и проживаем абсолютно разные жизни. Но кое-что общее и неделимое в нас все-таки осталось. Мы — ученики Давида Ивановича Мосунова. Это звучит гордо.

Анастасия Кравченко:

— Главное, чему меня научил Давид Иванович, — это в любых ситуациях оставаться человеком. Для него не существовало различий, он ко всем относился одинаково: с любовью, пониманием, с надеждой на то, что каждый ученик обязательно найдет цель в своей жизни и достигнет высот. Он принимал детей такими, какие они есть — маленькими личностями, со своими переживаниями и мечтами, бунтующим характером или невероятной скромностью, мешающими раскрыться в учебе. Он умел заинтересовать своим предметом, преподнося судьбу персонажа не только в рамках написанного сюжета, но проецировал ее на современные реалии. Для нас это было откровением. Моделирование ситуаций, опыт литературных героев, границы добра и зла, правильного или неправильного — все это откладывалось в нашем сознании, позволяя поступать верно в повседневной жизни, побуждая размышлять и оставаться искренними.

Давид Иванович навсегда останется для меня лучшим учителем. Однажды поверив ему, я иду с этой верой и сейчас. Его вера в мои силы и талант не дали мне бросить любимое дело — сочинять сказки, именно ему с волнением и гордостью я вручила свой первый бумажный экземпляр. На сегодняшний день я заключила договоры на семь своих романов и являюсь перспективным автором издательства “АСТ” в жанре романтического фэнтези. И все это — его заслуга. Потрясающий человек, на которого всегда хотелось равняться. Учитель, давший своим ученикам надежду на светлое будущее и знания. Давид Иванович Мосунов — Великий Человек, наставник в жизни. Навеки в сердце и мыслях.

Юлия Тимошенко:

— Фигура великая, ключевая, что и говорить. Особенно берегу в памяти вот это воспоминание: Давид Иванович Мосунов на уроке литературы задал нам, 10Б классу, вопрос: «Как думаете, что с вами станет после смерти?» И добавил: «Из меня, например, вырастет обычный папоротник». Отвечали мы ему на поставленный вопрос целый урок. Обычный урок литературы благодаря Давиду Ивановичу превратился в интереснейшее рассуждение-путешествие по судьбам и мирам. Такими были все уроки литературы от Давида Ивановича — авторскими. За что ему летит мое вселенское спасибо!

Подготовила Наталья Чернова.

Поделитесь:Share on VK
VK

2 комментария на “Скромное величие”

  1. Мой Учитель. Горжусь тем, что посчастливилось погружаться в ту атмосферу, которую умел создавать Он. Прошло уже 24 года с тех пор как школа окончена, но до сих пор я вспоминаю его уроки. Он задавал нам простые вопросы, о которых мы могли еще долго не задумываться. И мы все задумывались… Многое уже и не помнится, но впечатление и эффект конечно остаются навсегда.
    Низкий поклон и большая благодарность Вам, Давид Иванович!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *