Он был самородок. Так уж повелось, что самородки рождаются в самой глубинке. Видно, Бог их там приберегает для будущего. Вячеслав Константинович родился в городе Мосальск Смоленской области 2 марта 1928 года. Рано остался без отца. Потом война, разруха, сгоревшие дотла города и села. Наверное, потому и стал он строителем.
Вячеслав Егоров окончил Московский металлургический техникум в 1949 году по специальности техник-строитель. В первую должность — мастер СМУ “Ловозерстрой” — вступил 13 августа 1949 года. За двенадцать лет прошел все ступеньки карьеры строителя: мастер, прораб, начальник участка, начальник строительного управления “Кандалакшстрой” треста “Кольстрой”. Немногим менее года, с 12 мая 1961 года по 15 апреля 1962 года, он руководил трестом “Рудстрой” в Оленегорске. Участвовал в расширении и реконструкции Кандалакшского алюминиевого завода, а в апреле 1962 года получил назначение в Апатиты.
Вячеслав Константинович Егоров принял трест в самое сложное время: без производственной базы, без достаточного количества кадров, жилья для них. Стать управляющим трестом “Апатитстрой” значило взять на себя огромную ответственность. До пуска первой очереди АНОФ-2 оставались месяцы.
Вот как писал о нем “Кировский рабочий” в 1971 году: “…Именно тогда, на высоком подъеме, какой переживала индустрия Хибин, от руководителя гигантской стройки требовались, как никогда, организаторский талант, умение сплотить людей, найти главное звено в управлении строительством, не распылять людей, материалы и средства…”
О нем же напишет “Кировский рабочий” в 1993 году: “В 1962 году трест возглавил В. К. Егоров. Энергичному, смелому руководителю было всего 34 года — этот возраст до сегодняшнего времени почему-то считался возрастом молодых специалистов. Молодой управляющий чувствовал рядом плечо и поддержку опытного главного инженера И. Б. Чудновского… Под их руководством коллектив строителей добился первых успехов, пришли первые награды: в 1965 году за ввод в строй действующих АНОФ-2, Центрального рудника, за строительство Кировска и Апатитов трест “Апатитстрой” награждался орденом Ленина, а 197 строителей — орденами и медалями. Трест прочно и надолго становится крупной строительной организацией не только в области, но и на всем Северо-Западе страны”.
В очерке “Высокая награда” сам Егоров писал: “…Нам очень нужна была трудовая победа, которая помогла бы людям поверить в свои силы и возможности. Мы понимали: такой победой может стать успешный ввод в строй действующей первой очереди АНОФ-2… И вот — свершилось!..” Этот очерк появился в книге “Дарим людям города” (1978 год).
Егоров блестяще справился со своей задачей. Из книги “Призвание — строитель”: “Кроме дела, для него ничего не существовало. Постоянное стремление к наращиванию производственных мощностей строительных подразделений, работа с субподрядчиками по принципу “Сам погибай, но обеспечь фронт работ смежнику”. Конечно, делал он это не в одиночку. Вокруг него подобралась сильная команда инженеров и управленцев. Вячеслав Константинович учил и учился сам. Поражало то, что Егоров знал всех бригадиров по имени и отчеству.
Выдержки из книги “Призвание — строитель”: “Темп жизни управляющего был чрезвычайно напряженным и требовал большой отдачи сил. Рабочий день, как правило, начинался рано. Уже с восьми часов проводились различные оперативные совещания и планерки, а до этого он старался побывать на строительных объектах”. “Этот хмурый, казавшийся нелюдимым человек удивительно тепло относился к своим подчиненным, в первую очередь к рабочим, заботился об их быте, условиях работы”. Он всегда думал о людях, создавая им максимум удобств даже на таких сложных объектах, как плато Расвумчорр. Прежде чем начать там работы, управляющий потребовал от руководителей СМУ “Рудстрой” построить бытовой блок — с пунктом питания, сушилками и даже с комнатами для отдыха и ночлега, если погода не позволяла людям вернуться на большую землю.
Из книги “Призвание — строитель”: “Государство выделяло тогда огромные деньги на строительство промышленных объектов, а на жилье для тех же строителей, другие объекты социально-культурного и бытового значения доставались крохи. Егоров на свой страх и риск решил одновременно с рудником и АНОФ-2 строить и новый город. Тысячи молодых добровольцев, приехавших на всесоюзную ударную комсомольскую стройку, быстрее, чем их коллеги в других городах Заполярья, получили жилье, лучшие в области санаторий-профилакторий, загородную базу отдыха, десятки других объектов. Люди ценили это и в ответ на заботу о них управляющего трестом старались работать с полной отдачей”.
В должности управляющего трестом Вячеслав Константинович проработал четырнадцать лет. Из книги “Призвание — строитель”: “14лет Егоров вел за собой армию строителей и монтажников. Это были труднейшие и напряженные годы жизни. Именно в эти годы трест благодаря его усилиям вводил в строй, как правило в срок и досрочно, новые производственные мощности на комбинате “Апатит”, строил города области. Это годы, за которые трест “Апатитстрой” из обычного строительного подразделения вышел в число лидеров отрасли не только в Мурманской области и на Северо-Западе, но и в стране… Егоров создал уникальный по сплоченности и редкий по профессионализму коллектив строителей, сделал профессию строителя самой почетной и уважаемой в регионе”.
В 1976 году Егорова перевели на повышение в Москву, в центральный аппарат “Минтяжстроя” СССР. А здесь, на Кольском Севере, под его руководством были построены и введены в эксплуатацию АНОФ-2, Центральный рудник и ряд других объектов горнорудной базы комбината “Апатит”, городская больница, кинотеатр, школы, детские сады, бассейн, стадион, Дворец культуры и многие другие объекты. Выполнен большой объем работ по жилищному, культурно-бытовому строительству в поселке Ревда, селе Ловозеро, городе Кандалакша, Ковдоре.
В 1965 году “Апатитстрой” был награжден орденом Ленина и долгое время являлся одной из крупнейших строительных организаций в стране. Из книги “Призвание — строитель”: “…Своим зеленым нарядом Апатиты обязаны управляющему Егорову, так как за каждое погубленное без нужды дерево он снимал стружку с любого человека, будто за лично нанесенную обиду. В Апатитах все знали Егорова. Знали его и гордились им, хотя многие и побаивались. Он действительно снимал стружку за проколы в работе и даже “крыл” иногда за промахи. Но он знал, что эти люди его поймут и все поправят. Он “крыл” только тех, кому особенно доверял и на кого по-настоящему надеялся. Был он жестким и требовательным, в то же время объективным и справедливым. Умел Вячеслав Константинович добиваться своей цели, не оглядываясь ни на кого, ради дела”.
Особенно не любил он беспорядка, разбросанных материалов, мусора на рабочих местах. Выводил его из себя вид тяжелых носилок с раствором, кирпичом, которые, кряхтя, носили рабочие, зачастую это были женщины.
В 1971 году за трудовые успехи Вячеславу Константиновичу присвоили звание Героя Социалистического Труда, а через год он окончил Ленинградский горный институт имени Плеханова по специальности инженер-строитель. В 1996 году его имя появилось в Книге почета города Апатиты. В ней говорится: “…Талант руководителя и целеустремленность, чуткое и внимательное отношение к людям, большая личная скромность и требовательность к себе снискали Вячеславу Константиновичу заслуженный авторитет не только среди строителей, но и среди горожан”.
Вячеслав Константинович пользовался большим уважением и авторитетом как в коллективе треста, так и в советских органах Мурманской области, у руководителей и работников Главного управления строительства — “Главмурманскстроя”. Выдержка из книги “Будни великих строек”: “Вячеслав Константинович при жизни стал легендой. Несмотря на некоторую резкость в обращении, Вячеслав Константинович умел подбирать, растить и беречь кадры. Он умел быть “папой” для всех, кто честно относился к делу, за что его не только уважали, но и любили”. Из книги “Призвание — строитель”: “Горяч был, но справедлив и всегда за рабочих горой стоял — люди это понимали”.
Наш герой — строитель, награжденный двумя орденами Ленина, в 1965 и 1971 году, и орденом Октябрьской революции, “Заслуженный строитель РСФСР” — ушел из жизни 1 ноября 1993 года. В память о нем на здании апатитского Дворца культуры установлена мемориальная доска из гранита (сейчас она на реставрации). Заслуженный работник культуры РСФСР Евгения Васильевна Савшак обратилась в апатитский Совет депутатов. Она писала: “…Становление и развитие нашего города связано с именем этого человека, одержимого страстью созидать… Он жил заботами о завтрашнем дне города. Слово и Дело его были неотделимы. “Его хобби — работа”, — так говорили все, кто знал его. …Память длиннее жизни. Присвоение Дворцу культуры имени В. К. Егорова будет в высшей степени справедливо”.
Из книги “Призвание — строитель”: “…Вячеслав Константинович был одним из российских самородков, вышедших из народа и сделавших для народа в тысячи раз больше, чем иные руководители из самых высоких эшелонов власти. …Он никого не уволил несправедливо и не сломал ни единой человеческой судьбы…”
В публикации использованы материалы АГДК имени В. К. Егорова. Подготовил Александр Проскура. (Печатается с сокращениями).