…Честность нужна и доброта

23 марта не стало Николая Степановича Курмахина — знаменитого машиниста экскаватора, Героя Социалистического трудаМашинист экскаватора СУ-1 треста “Спецстроймеханизация” Николай Курмахин неоднократно становился лучшим механизатором Главмурманскстроя.

Помимо Золотой звезды, Николай Степанович награжден двумя орденами Ленина — в 1976 и в 1985 году, орденом Трудового Красного Знамени в 1971 году, юбилейной медалью “За доблестный труд”. Ветеран труда СССР, его имя внесено в областную Книгу почета. Имеет десятки благодарностей, почетных грамот управления и треста.

1985 год. Николай Степанович -орденоносец.
1985 год. Николай Степанович -орденоносец.

Николай Степанович Курмахин родился 5 января 1935 года в деревне Чернино Никольского района Вологодской области. Окончил семь классов в деревне Вахнево, в 1951 году — школу ФЗО в городе Красавино. С 1952 по 1953 год работал плотником на станции Удима Архангельской области. Там же был призван в ряды Советской армии — службу проходил в Челябинской области, был командиром стрелкового отделения. В 1956 году демобилизовался. Окончил училище механизации сельского хозяйства по специальности механик-комбайнер, тракторист. До 19 июня 1961 года работал в МТС в Вахнино, в колхозе имени Пушкина.

26-летний парень, механизатор из колхоза, приехал в Хибины 21 июня 1961 года. Трудовую деятельность начал на участке экскаваторных работ в качестве помощника машиниста экскаватора на Всесоюзной ударной комсомольской стройке АНОФ-2, в тресте “Севэкскавация”. После приезда Николаю пришлось еще два года прожить в общежитии, прежде чем получить жилплощадь. Долгожданными “хоромами” оказался барак на 23-м километре. Да, не было ни комфорта, ни малейших удобств, но жили весело! Все молодые, энергичные, неунывающие.

1965-67 годы. Титан. Курмахин работает на экскаваторе Э-652.
1965-67 годы. Титан. Курмахин работает на экскаваторе Э-652.

— На стройке оказалось очень много бывших фронтовиков, которые дело свое хорошо знали, и с дисциплиной здесь было все в порядке, — говорил Николай Степанович. — Сразу попал в крепкую бригаду. Кое-чему научился, кое-что сам домыслил.

Его первым учителем был заслуженный строитель Василий Алексеевич Поваляев. В своих воспоминаниях Николай Курмахин писал: “Молодые строители быстро набирались опыта, и не удивительно, что вскоре и мне доверили управлять экскаватором. От нас зависело, сколь скоро будет подготовлен фронт работ для генподрядчика — треста “Апатитстрой”. А отрыть гигантские котлованы под корпуса будущей фабрики было не так-то просто. Грунт оказался тяжелым для наших маломощных машин, котлованы то и дело заливали грунтовые воды. Но мы работали, преодолевая все трудности. Ибо каждый из нас понимал, насколько важна обогатительная фабрика для страны. И это не красивые слова. Мы добровольно соглашались на сверхурочную работу, а иногда трудились и по две смены подряд…”

В 1984 году не было на Кольском полуострове объекта важнее, чем АНОФ-3. В социалистическом соревновании участвовали практически все коллективы треста. На объектах первой очереди фабрики экипаж Курмахина разработал более четыреста тысяч кубометров грунта. Вот как о нем рассказывает “Кировский рабочий” от 9 июля 1985 года: “…У Николая Степановича Курмахина, машиниста экскаватора СУ-1 треста “Спецстроймеханизация”, начало строительства АНОФ-3 было удачным. Именно ему, тогда уже кавалеру орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, а также его помощнику Анастасу Смирнову предоставили право вынуть первый ковш грунта из котлована под первое здание будущей фабрики. Это было весной 1979 года”. “…Ковш мягко, или, как говорит Николай Степанович, хорошо, взял землю, и работа пошла”. “…Профессионализм, доведенный до совершенства, высочайшая ответственность за дело, которому он служит, и показатель всему этому не только сверхплановые кубометры грунта. Одержимость — вот этот показатель”.

— Техника часто ломалась, ремонтировали ее сами, все делали вручную, — рассказывал Николай Степанович. — Но “Апатитстрой” брал повышенные обязательства, поэтому и мы пересматривали свои обязательства, думали, как ускорить работу.

Ему, автору многих рационализаторских предложений, кроме возведения котлованов, довелось строить очистные сооружения для фабрики, дороги на Центральный и Восточный рудники, Коашву, жилые дома и общественные здания в Апатитах и Кировске, работать на важнейших объектах комбината “Апатит”, в том числе в поселке Коашва. Вот как о нем писал “Кировский строитель” от 1 мая 1976 года в статье “Сплав слова и дела”: “…Николай Степанович достиг высокой степени совершенства в своем мастерстве… Котлованы, которые готовит Курмахин, обычно не требуют доработки… Девятую пятилетку передовой машинист завершил еще в январе 1975 года. При плановом задании 240,2 тысячи кубометров грунта фактически выработано 259,9 тысячи кубометров. И каждый раз качество работы машиниста оценивалось не ниже, чем на “хорошо”. За пять лет сэкономлено горючего, смазочных материалов и запасных частей на две с половиной тысячи рублей. Эти цифры красноречивы сами по себе… В личных обязательствах Николая Степановича на десятую пятилетку записано: перевыполнять ежедневно норму выработки на 25 процентов, а пятилетнюю программу завершить в четыре года”. “Кировский строитель” от 5 ноября 1982 года в статье “Его дороги” писал: “…Все знают, что вертикалку лучше делать летом. Ведь земляные работы самые сложные. И как ни силен экскаватор, а мерзлый грунт брать или летний, хоть и скалистый, — ему не все равно. Вот и выходит, что спланировать, а главное, выполнить их необходимо в летние месяцы. Курмахин — мастер работать на всех марках экскаваторов. Лет пять управлял машиной зарубежной марки. И по его словам, хоть “немец” и хорош, а отечественные лучше. А уж если соединить достоинства тех и других, отличная бы, говорит он, машина получилась… Построенные за двадцать лет производственные объекты и здания нелегко перечислить, хотя можно назвать некоторые: Дворец культуры строителей, типография “Кировский рабочий” и так дальше по улице Ленина в Апатитах. Николай Степанович строил АНОФ-2, больше пяти лет работал на Коашве, вел дорогу на плато Расвумчорр. …И он постоянно, одну за одной, строит дороги — в светлое будущее”.

Золотую звезду Николаю Курмахину вручили в 1985 году. В интервью журналисту “Полярной правды” он скажет: “А настоящими машинистами скоро не становятся. Машинисту честность нужна и доброта…”

Николай Степанович всегда с благодарностью вспоминал своего первого учителя. Он стремился быть похожим на Василия Алексеевича Поваляева, который отдал ему частицу своей души. Поэтому Николай Курмахин, когда сам стал наставником, обучение подопечных начинал не с управления экскаватором, а с чувства ответственности. Загнать экскаватор легко — капитально ремонтировать его сложно. А до этого быстро доведешь машину, если нет у всех работающих на ней честности да смелости. Иногда ведь и сам экскаваторщик что-то упустит или, скажем, не успеет устранить неполадку, а по смене не передаст, что случилось. Вот и майся потом сменщик с машиной — в мороз, в дождь, в ветер. Нет, недобрый человек не может быть машинистом экскаватора…

За четверть века механизатор обучил своей специальности 72 человека. Николай Степанович отдал строительству 48 лет. Многие годы он был председателем профкома. Двенадцать лет Николай Степанович был депутатом, совмещая работу на производстве с деятельностью в апатитском городском Совете народных депутатов. За дело свое болел: и “выбивал” жилье для семей, и помогал в рабочих вопросах, никогда не отказывал в поддержке и совете. На работе задерживался допоздна, пока со всеми разберется, он всех всегда выслушивал! Такой пример ответственного работника, который действительно был “на службе у народа”, сегодня уже кажется чуть ли не фантастическим. Вот как писал “Кировский рабочий” от 17 апреля 1990 года о его депутатской деятельности: “…известен своей неугомонностью, напористостью в выполнении наказов избирателей”.

Кроме перечисленных выше наград, Курмахину присвоено почетное звание “Заслуженный работник треста “Севэкскавация” в 1970 году. За особые заслуги в строительстве, а также за долголетнюю и безупречную работу в тресте “Спецстроймеханизация” присвоено звание “Заслуженный работник треста “Спецстроймеханизация” в 1970 году. “Победитель социалистического соревнования” — 1973 и 1978 года, “Отличник социалистического соревнования Минтяжстроя СССР” в 1975 году. За высокие показатели в социалистическом соревновании присвоено звание “Лучший механизатор треста “Спецстроймеханизация” в 1978 году, “Ударник десятой пятилетки” в 1980 году, “Ударник одиннадцатой пятилетки” в 1983 году, “Ветеран труда ордена Ленина треста “Апатитстрой” в 1987 году, награжден знаком “Трудовая доблесть России” в 1998 году. На заслуженный отдых Николай Степанович вышел в 2003 году. Занесен в энциклопедию “Лучшие люди России”.

В публикации использованы материалы МАУ АГДК имени В. К. Егорова. Подготовил Александр Проскура (печатается с сокращениями).

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *