Повестка заседания 49-й сессии горсовета не предвещала ничего особенного. Заслушать избранникам предстояло 19 вопросов, большая часть — отчеты руководителей разных отделов администрации. И вдруг она пополнилась на восемь вопросов, пять из них — о лишении депутатских мандатов. Сессию можно было бы смело называть событием года в политической жизни Апатитов. Но…
Не беспокоились
В понедельник днем на сайте администрации появилась информация о “провинившихся” депутатах, которых могут исключить из Совета. Но еще до начала сессии было заметно — встревоженными люди из “черного списка” не выглядели, кроме одного. Вот его появление на заседании, пожалуй, и стало самой большой неожиданностью этой сессии. Валентина Бабкина в Совете не видели давно. Да и в городе, собственно, тоже: Валентин Борисович, испытав на себе все “прелести” безработной жизни в Апатитах, переехал в Среднюю полосу. И вот вернулся и пришел на заседание, чтобы выступить в свою защиту. Ведь он, а также Оксана Гонтарь, Сергей Бурсов, Александр Матюшин и Алексей Чуфырев вошли в злополучный список, и все с одной формулировкой: за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции. Сурово, не правда ли? А как на деле?
Вспомним начало 2017 года. Тогда все депутаты обязаны были предоставить в Совет сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу (супруга) и детей. Все отчитались, а потом эти сведения проверила городская прокуратура.
В июне этого года оттуда в Совет поступило представление “Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции”. Документ журналистам не показывают, ссылаясь на законодательство о персональных данных, но тогда же летом он, правда с закрытыми фамилиями депутатов, появился в Интернете в открытом доступе. Вычислить, кто и сколько скрыл, в общем-то, несложно, но нужно ли? Суммы в документе не такие, чтобы кричать о продажности народных избранников.
Объяснил один
Только одна цифра впечатлила — четыре с половиной миллиона рублей. Но ее объяснил сам депутат, а был это Сергей Бурсов.
Летом на своей официальной странице в социальной сети Сергей Михайлович написал, что в прошлом году осваивал финансовый рынок, а проще говоря, играл на бирже. В итоге проиграл, то есть получил убыток. “Так как финансовые операции продолжались весь отчетный период, валовый оборот покупок достиг определенной суммы, которую пытаются выдать за мой доход. Доход же — это разница между покупкой и продажей. Естественно, денег этих у меня нет”, — написал Сергей Михайлович.
Судя по тому, что больше ни в одном документе о “нарушении антикоррупционного законодательства” речь об этой сумме не идет, Сергей Бурсов доказал свою правоту на всех уровнях. Тогда же он пояснил предоставление неполных сведений насчет своей недвижимости: ее наличие депутат не скрывает, не указал только адрес из соображений безопасности. Кроме того, исходя из заключения Минюста области, Бурсов неполно доложился о счетах супруги. Но и тут Сергей Михайлович уже отчитался перед избирателями — сразу после нынешней сессии, на которой его не было по уважительной причине. Счета нулевые, и о них семья попросту забыла.
Больше никто из депутатов ситуацию комментировать своим избирателям не рвался — ни тогда, не сейчас, когда в Совете встал вопрос о лишении их мандатов.
И снова выборы!
Итак, в проектах решений Совета есть ссылка на заключения министерства юстиции области. Согласно им, Оксана Гонтарь недостоверно (неполно) указала доход от педагогической и научной деятельности, а также сведения о доходах своих несовершеннолетних детей. Александр Матюшин недостоверно (неполно) указал доход, а также сведения по счетам, неполно указал сведения о счетах, открытых на имя своей супруги. Алексей Чуфырев неполно и недостоверно указал свой доход, а также сведения по счетам в банках. Валентин Бабкин недостоверно указал доход и сведения об имуществе супруги, не указал три банковских счета на свое имя.
Прежде чем вынести вопросы о прекращении полномочий всех пятерых депутатов, их обсуждали на профильной комиссии — за час до начала сессии. Видимо, результаты решения коллег все, кроме Валентина Бабкина, узнали сразу после заседания. Поэтому и на сессии появились уже вполне довольными, что разрушило всю интригу дня. Вопросы о том, быть или не быть, решались очень быстро — члены комиссии при поддержке фракции “Единая Россия” решили не исключать четверых депутатов из состава Совета (кстати, не все они члены этой партии). От ворот поворот дали только Валентину Бабкину, как раз таки члену “Единой России”. За эти решения проголосовали и на сессии. Валентин Борисович дважды просил слова. Но его на трибуну не пустили. Тогда теперь уже бывший депутат покинул зал, негромко хлопнув дверью.
В общем, большой предновогодней политической сенсации не случилось. А решения Совета означают лишь одно: жители восьмого избирательного округа опять пойдут на выборы депутата, которые пройдут, скорее всего, осенью.