О кино и архитектурном чуде
— Мы находимся на территории Ростовского кремля, который любители советской киноклассики узнают сразу, — начинает свой рассказ на видео Лариса. — Именно здесь снимали сцены из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”.
Белоснежное крыльцо и длинная галерея на стене кремля и сейчас выглядят так же, как в кино.
— В Ростове, кажется, настоящий культ этого фильма, о нем там все и всё говорят на каждом углу, — рассказывает Валентин. — А вообще, город мне не очень понравился — депрессивный какой-то, серый, обшарпанный, дороги просто кошмар. Красиво только в кремле, даже там, где еще не закончилась реставрация.
Ларисе в Ростове, помимо кремля, понравилась выставка ростовской финифти. Говорит, она и не знала, что ее делают в этом городе, да еще такую роскошную.
Далее их путь лежал в Кострому — крупный порт на Волге. Город основан в 1152 году. А значит, и здесь туристам предстояло увидеть много древностей. И они на них посмотрели, но самые яркие впечатления остались совсем от других достопримечательностей.
— Там есть памятник копейке 1612 года, около которого все фотографируются, а рядом за недорого вам сделают ее точную копию, — рассказывает Валентин. — И еще такого памятника Ленину, как в Костроме, я не видел нигде.
Выглядит это архитектурное чудо и правда забавно: шикарный многоярусный каменный постамент на котором небольшой Ленин в бронзе. Оказывается история у него не менее примечательная, чем вид.
В 1903 году у гласных костромской городской Думы возникла мысль о создании в Костроме памятника-храма в честь 300-летия дома Романовых. Несколько лет на его сооружение собирали деньги, выбирали место, провели конкурс проектов. Сооружение обещало быть грандиозным: высотой 36 метров, с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории.
В 1912 году уже начали работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. А в 1913 году в присутствии Николая II и его семьи состоялась закладка памятника. Потом случилась Первая мировая война, и строительство приостановили. На тот момент уже успели создать постамент и привезти в город бронзовые фигуры. А тут новая напасть — Февральская революция. После нее все работы над памятником окончательно остановили. После смерти Владимира Ленина, в январе 1924 года, постамент было решено использовать для установки памятника вождю. Там он до сих пор и стоит — на царском постаменте.
А еще в Костроме идет строительство нового собора, о котором они уже слышали чуть раньше, во время обзорной экскурсии по Ярославлю. С ним тоже связана интересная история. Финансирует все работы московская строительная компания, президента которой, Виктора Тырышкина, местные называют настоящим меценатом. Еще недавно он назвал делом всей своей жизни строительство Успенского собора в Ярославле, на месте разрушенного в 1937 году. Собор получился очень красивый, но для полной гармонии, по мнению Виктора Ивановича, ему не хватало отдельно стоящей колокольни высотой 70 метров. Однако защитники культурного наследия Ярославля посчитали, что эта постройка могла окончательно нарушить историческую панораму города. В общем, от колокольни отказались, говорят, меценат обиделся и задумал построить храм с колокольней в Костроме. Узнав все эти замечательные истории, Лариса и Валентин поехали в следующий город.
Места художника и ссыльных женщин
Плёс вошел в историю как место, где поймали посадника Якуна Мирославича, когда он бежал от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому. Об этом событии и месте есть упоминания в “Новгородской летописи”. Сейчас это совсем небольшой городок (население всего 1796 человек), зато на его территории сохранилось восемь древних храмов. Но многие узнали бы эти места благодаря пейзажам Исаака Левитана. В Плёс художник приезжал несколько раз, чтобы творить.
Из Плёса Лариса и Валентин поехали во Владимир, но это была настоящая обзорная экскурсия — никуда не заезжали, только издали смотрели. Говорят, знаменитые Золотые ворота выглядят не очень хорошо, местные жители переживают за одну из главных достопримечательностей родного города.
Следующий город, где побывали путешественники, — Суздаль. Еще один древнерусский город на карте России, о котором впервые упоминали в 999 году. Город, в котором сохранилось множество архитектурных памятников, причем очень разных. Но, видимо, наши друзья уже несколько пресытились храмами, соборами и церквями. Поэтому больше всего им запомнился музей деревянного зодчества, а точнее, насколько сильно отличались дома крестьян. У зажиточного он двухэтажный, со множеством утвари внутри. А у крестьянина-середняка в одноэтажном домишке все только самое необходимое для жизни.
— Там нам интересную историю про чай рассказали, — говорит Валентин. — В богатых домах чай в кружки наливали не до краев и не из-за жадности, а потому что к чаю баранки подавали, их в чай окунать принято было. А у бедных чая всегда полная кружка была налита, макать в него нечего. Зато приговаривали, мол, это чтобы жизнь полная была.
— В Суздале мы были, пожалуй, в самом известном на Руси женском монастыре — Покровском, — рассказывает Лариса. — Именно сюда сильные мира сего ссылали неугодных женщин: жен, дочерей и прочих родственниц.
В место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий монастырь превратился в XVI веке. Его узницами в числе прочих были Евдокия Лопухина, жена Петра I, Анна Васильчикова — одна из многочисленных жен Ивана Грозного, Соломония Сабурова, которую в монастырь за бездетность сослал муж Василий III.
Тут же, но уже в Спасо-Ефимиевом мужском монастыре, побывали, как мне кажется, на знаковом для страны месте. Именно на территории этого монастыря, согласно завещанию, похоронен Дмитрий Михайлович Пожарский, который в XVII веке стал важнейшей фигурой событий Смутного времени. Он возглавил борьбу за национальную независимость России, под его руководством земское ополчение победило иностранных интервентов и освободило Москву осенью 1612 года.
Тут же наши туристы насладились концертом звонарей. Говорят, об этих переливах не расскажешь — их слышать надо. Впрочем, так же, как и видеть все эти места — рассказать обо всем попросту невозможно.
На этом их путешествие закончилось. Может, со стороны и кажется, что решиться на пятидневную поездку по 11 городам — это чистой воды безумие, но меня рассказ Ларисы и Валентина впечатлил, и тоже захотелось в древнюю Русь, хотя бы на пять дней.