“Пришлите фото сбоку!”,

или Альтернативные способы потребления в кризисные времена

На днях я купила джинсы. Прекрасные джинсы — коттон, отстрочка, пуговки… Качество — блеск! Ну и марка, само собой, не последняя — ерунды не делает. Правда, ходила я за джинсами вовсе не в магазин, а на почту. И заплатила я за них… 750 рублей.

 Иногда покупки в Интернете проще и выгоднее, чем  в обычном магазине. Фото из Интернета.

Иногда покупки в Интернете проще и выгоднее, чем в обычном магазине. Фото из Интернета.

Куплю и отдохну

 

Вот уже три года мы живем скуднее и скучнее. Зарплаты стали ниже. Цены — выше. А уж прожиточный минимум, судя по всему, приобретение чего-либо, кроме еды, не подразумевает. Однако люди, особенно женщины, совершенно не желают прекращать оголтелое потребление. Но нам нужно по-прежнему многое: одежда и обувь, белье, косметика. И все это желательно качественное. И красивое. Почему нужно? Ведь можно, как Башмачкин в “Шинели” Гоголя, ходить на цыпочках, чтобы подметки не снашивать. Но ведь даже если носишь вещи аккуратнейшим образом, они имеют обыкновение морально устаревать. И выходить из моды.

Есть еще один момент. Те, кто попрекает женщин “вещизмом” и раздает шуточки на тему “положить некуда и носить нечего”, должны знать — покупки мы делаем далеко не всегда с практической целью. Зачастую таков метод борьбы с тоской: новые сапоги или помада по-настоящему способны поднять настроение. Такая вот доступная психотерапия.

 

Некуда идти

 

Вернемся к реальности, к “земле”. Возьмем Апатиты. И возьмем обычную среднестатистическую женщину средних лет, со средней зарплатой и относительно хорошим вкусом. Куда ей идти за обновками? Два магазина сетевой российской одежды, открывшиеся несколько лет назад, более-менее удовлетворяют наши запросы. Но есть несколько минусов. В одном из них не всегда подходящее качество (футболка может не пережить первую же стирку), во втором — цены (две тысячи за блузку из вискозы?). Ну и, наконец, главное — город у нас маленький, и вовсе не хочется быть одетым “под копирку”. Есть у нас бутик неплохой импортной одежды. Цены в нем высокие, как и качество одежды, но вот модели зачастую слишком экстравагантные, “на выход”, а их у нашей средней женщины, увы, немного. Есть еще один бутик одежды поярче и попроще, но покупать там не всегда позволяет тот самый хороший вкус.

Да, есть у нас магазины спортивной одежды, есть два-три вполне приличных обувных, есть “лавочки” — частные вещевые отделы в торговых рядах. Но все это не позволяет собрать в нашем городе базовый гардероб и менять его по мере необходимости. Закажу-ка! Кажется, первопроходцем интернет-торговли одеждой для нас была марка “Отто”.

Лет пятнадцать назад в Апатитах даже существовала маленькая фирма — мы приходили туда, листали журналы и оставляли заказ, его записывали в тетрадочку. А через месяц ты мог получить свое пальто, сапоги или даже нижнее белье. Не подошло? Фирма занималась и возвратом. А потом “Отто” открыла собственный интернет-магазин, и фирмочка закрылась. Зато началась совсем другая жизнь: мы прямо из дома делали заказы и ходили на почту за вещами носильными, бытовыми и даже за мелкой мебелью из “Ля редут”, “Эллос”, “Бонприкс”, за косметикой декоративной и гигиенической — из “Ив Роше” и “Боди шоп”. Сегодня выписать домой можно даже вещи из “Н&М” — переплата за доставку у них, наверное, самая доступная. И хотя отдел этой марки открыт в “Мурманск-Молле”, даже туда ездить не нужно — все будет ждать тебя на почте. Моя приятельница Оля вздохнула с облегчением, потерла ручки и теперь покупает только там нижнее белье сыну, наборы постельного белья для всей семьи, себе — вещи из раздела “Рremium-quality” с натуральным шелком, шерстью или кашемиром. А самыми удобными сервисами в интернет-торговле я бы назвала магазины типа “Wildberries” и “Ulmart” за то, что перед покупкой ты можешь примерить или ощупать все заказанные вещи и отказаться от тех, что не подошли по размеру, форме или качеству, без материальных штрафных санкций.

 

Новая фарца

 

Другой палочкой-выручалочкой для женщин Апатитов стали группы торговли в социальных сетях. Моя любимая группа с пропиской в Санкт-Петербурге, где сегодня двадцать две тысячи участников из разных городов России, уже года три обеспечивает меня всем необходимым: обувью на любой сезон, сумками, парфюмерией, ювелирными украшениями и бижутерией, косметикой, и, конечно, одеждой. Дошло до того, что весной я купила у незнакомой мне барышни из города Пермь натуральную шубу, и мне ее доставили в Апатиты.

Что такое своп?

 

Много лет назад я была в гостях у очень интересной, элегантной и обеспеченной дамы. В середине вечеринки, после нескольких фужеров шампанского, дама всех пригласила в свою спальню, к большому шкафу-купе. Раскрыла его с одной стороны и сказала: “Ну, девчонки, выбирайте, кому что понравилось!” Так я впервые побывала на swap-party. Оказывается, swap-вечеринки, или соседские вещевые обмены, появились в Англии в 1940-е годы, когда гражданских товаров почти не выпускали, а людям по-прежнему нужно было одевать себя и свои семьи. Причем обмены тогда были анонимными: кто-то стеснялся публично жертвовать бедным, а кто-то стыдился донашивать вещь именитого дарителя. Так, вдохновившись британской правительственной кампанией “Make Do and Mend”, придумали дресс-кроссинг. В 1960-е годы многочисленные swap-вечеринки стали для новых участниц потребительского рынка способом получить новые наряды для походов в офис.

Своп в том виде, в котором он существует сейчас, впервые провели в 1990-х годах, а по-настоящему популярным он стал в Сан-Франциско начала нулевых: подруги и знакомые собирались друг у друга дома на девичник, заодно меняясь надоевшими нарядами. У нас не Сан-Франциско, но “обменные” вечеринки у нас не хуже — мы с подругами меняемся тем, что не подошло по размеру или по цвету, тем, что еще отлично выглядит, но надоело. Меняемся помадами, духами, куртками, сумками и шарфами. Никто не платит денег, а удовольствия от обновки не меньше! Кроме того, в Апатитах можно отдать надоевшие вещи, например, в общество инвалидов или отнести на дресс-кроссинг (его проводят пару раз в год в Молодежном социальном центре), а себе выбрать там что-то другое. И поверьте, никто не посмотрит на вас косо — тут ведь опять как в “Мимино”: чистая радость от того, что отдал кому-то что-то просто так. Но главное, что стоит помнить: когда есть рядом люди — “вещизм” продолжит процветать, и кризис нам нипочем!

P.S. Наверняка кто-то из местных предпринимателей прочтет мою заметку и расстроится. Мол, рекламируем нестандартные способы торговли, а о стандартных забываем. Нет, не забываем — мы ждем вас, дорогие торговцы, и готовы сделать вам хорошую скидку на рекламу.

Дарья Рукавицына

Это интересно(1)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *