Экскаватор был его руками

День строителя — один из самых широко отмечаемых в России профессиональных праздников. Ведь почти каждый мужчина, который хоть раз в жизни перекрывал крышу гаража или укладывал кирпич на даче, считает себя причастным к этой профессии.

 Николай Степанович Курмахин и его наставник Василий Алексеевич Поваляев.
Николай Степанович Курмахин и его наставник Василий Алексеевич Поваляев.

 

А своим появлением праздник обязан Хрущеву, и причиной его стало сооружение Жигулевской ГЭС на Волге. Ее построили в рекордно короткие сроки — всего за семь лет, и закончили в 1957 году, но еще в 55-м через плотину будущей электростанции прошел первый пароход. Ударные темпы стройки так восхитили Хрущева, что именно в 1955 году он подписал постановление о создании праздника в честь строителей гидростанции. Спустя несколько лет его начала отмечать вся страна — с гуляньями, концертами, чествованиями и премиями. Но главным было торжественное открытие новых объектов — специально к середине августа сдавали в эксплуатацию новый жилой дом или промышленный комплекс.

Сегодня в стране уже не так масштабно поздравляют архитекторов, инженеров, прорабов, маляров, монтажников, каменщиков, штукатуров и стропальщиков. Но мы решили вспомнить традицию советского прошлого — рассказать в газете об одном из строителей — наших, местных.

Василий Алексеевич Поваляев родился 22 января 1916 года. Трудовой путь начал в годы индустриализации, с 15 лет. После ФЗО работал слесарем на одном из заводов Курска, а в 1938 году поехал на великие стройки социализма, начав с Нижнетагильского металлургического комбината. И с тех пор всю жизнь был кадровым строителем.

В 1956 году Василий Алексеевич приехал с семьей в Хибины и начал работать машинистом экскаватора Кировского управления треста “Севэкскавация”. В общей сложности 38 лет он отдал профессии экскаваторщика. Самое тяжелое время было, когда шла война. Он не воевал, его фронт был в тылу: квалифицированных экскаваторщиков в начале войны в стране было немного, и поэтому на них распространялась правительственная бронь. В тылу нужны были специалисты высокого класса. Тогда ведь не каждого, кто захочет, на экскаватор сажали — только тех, у кого был пятый разряд слесаря… Это означало одно: бронь давала им только одну-единственную привилегию — трудиться в тылу за двоих, троих, не щадя себя. И они работали так, били рекорды, чтобы поскорее приблизить День Победы, по две-три смены. Цена была такая: умри, но сделай, выполни и перевыполни норму. Как? Ведь ни запчастей, ничегошеньки не было! А машины работали как часы…

Василий Поваляев легких дорог не искал, ехал, куда посылали. А посылали туда, где труднее, где всего нужней были рабочие руки. Пришлось ему строить Новокузнецкий, Руставинский и Новолипецкий металлургические гиганты, работал на сооружении Никопольского трубного завода, пятнадцать лет трудился на строительстве основных промышленных объектов комбината “Апатит” в Хибинах: АНОФ-2, очистные для АНОФ-1, дорога на плато Расвумчорр… Да разве все перечислишь?

Три миллиона шестьсот тысяч кубометров грунта перелопатил Василий Алексеевич за тридцать один год работы экскаваторщиком. Ох и трудные это были миллионы! Вместе с экскаватором первым появлялся на будущих строительных площадках. Работал чаще всего вдали от дома, от основной массы строителей. Зачастую лишен был самых элементарных удобств: вместо горячего обеда в столовой — краюшка хлеба с парой картофелин в кармане, вместо уютной бытовки — неотапливаемая кабина экскаватора. И в лютые морозы, и в жару, предоставлен был самому себе, своей смекалке и находчивости.

 

Вначале хотел бросить все и вернуться к слесарным тискам.

“Начнешь работать, — вспоминал он, — движения резкие, угловатые, машина вся дергается, как будто натыкается на что-то. Смену просидишь за рычагами, устанешь, как дьявол, рукой пошевелить не можешь, а до нормы — вкалывать да вкалывать…

Ну, думал, руками не можешь — шевели мозгами. Стал присматриваться к товарищам. Бывало, смена закончится, хочется быстрее добраться до койки, а я торчу на стройплощадке, наблюдаю, как работает более опытный напарник. Потом тысячу раз мысленно повторял его движения, приемы, пока не сел за рычаги”.

И так каждый день, снова и снова отрабатывал, отшлифовывал он свои движения и движения машины, экономя минуты и секунды на каждой операции. И упорство, страстное желание стать квалифицированным машинистом сделали свое дело. Весь процесс экскавации у него превратился в единое, неразрывное, плавное движение. Появилось чувство слитности с машиной, как будто не ковшом, а руками набирал грунт, будто кончиками пальцев осязал каждый камушек, каждую складку в забое. Стал меньше уставать, а сменное задание уже не казалось такой непреодолимой преградой. С хорошей работой пришел и хороший заработок. Возле его машины во время работы стали появляться другие экскаваторщики.

 

Так шли годы, и с каждым из них росло мастерство Василия Алексеевича. Работал на машинах самых различных марок, иностранных и отечественных. Но всегда помнил наказы первых своих рабочих учителей — держал экскаватор в самом хорошем состоянии, ухаживал за ним, как мать за ребенком.

К нему приходили на выучку молодые ребята, и он охотно делился с ними всем, что умел сам. На строительных площадках треста работали многие его ученики — Геннадий Ураков, Александр Королев, Анатолий Белинин и другие, которые стали сами квалифицированными машинистами, передовиками производства и ударниками труда.

За свой труд Василий Алексеевич не раз был отмечен похвалой в приказах, Похвальными листами, Почетными грамотами, премиями и подарками. Одна из старых газет (отрывок из газетной вырезки, хранящийся в архиве МАУ АГДК имени Егорова) в статье “Четыре нормы в смену” писала: “Новыми трудовыми успехами отмечает каждый день социалистического соревнования в честь сессии Верховного Совета СССР коллектив союзэкскавации. Многие рабочие изо дня в день повышают свою выработку, выполняя сменные задания на 150-200 процентов. Особенно высокопроизводительно трудится в эти дни машинист экскаватора стахановец тов. Поваляев. Став на стахановскую вахту в честь сессии, он выполнил свое сменное задание на 400 процентов. Такой высокой производительности стахановец тов. Поваляев добился в результате рационального использования мощности своей машины”.

Народный комиссариат по строительству 31 декабря 1945 года наградил Василия Алексеевича Поваляева за успешную работу в экскаваторной бригаде Похвальным листом, как отличившегося в социалистическом соревновании. Это был первый послевоенный Новый год, когда все в стране стали строителями. И поистине титанический труд стоял за этой наградой. Тогда о рублях не очень-то думали, работать приходилось в две, три смены. И этот Похвальный лист был едва ли не высшей наградой победного 1945 года! Никакой труд не казался в тягость: раз нет войны, остальные невзгоды не в счет.

 

Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии 2 декабря 1949 года еще раз наградило Василия Алексеевича Поваляева за успешную работу в экскаваторной бригаде Похвальным листом, как отличившегося в социалистическом соревновании. В 1949 году ему было присвоено звание “Лучший экскаваторщик Минтяжстроя СССР”. 14 февраля 1950 года Министерство строительства тяжелой индустрии СССР наградило Василия Алексеевича Поваляева Почетной грамотой за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании. А приказ от 29 апреля 1950 года гласил: по итогам социалистического соревнования экскаваторных бригад бригаде В.А. Поваляева выдать три тысячи рублей премии — вторую премию по Союзу. Эта награда была за успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании среди экскаваторных бригад. А потом еще премия, за третий квартал. Чтобы современники могли представить, что кроется за этими премиями, приведем несколько цифр. За девять месяцев на полуторакубовом экскаваторе лично Василием Поваляевым было вытащено 70,6 тысячи кубометров грунта при годовом плане 57,5 тысячи кубометров.

 

Василий Алексеевич работал всю жизнь на совесть. За 38 лет не было года, чтобы он не значился в числе передовиков производства. Ни одного! За высокие показатели в труде, как отличившегося на строительстве комбината “Апатит”, Указом Президиума Верховного Совета СССР  он в 1965 году был награжден орденом “Знак Почета”. В 1968 году завоевал звание “Лучший механизатор Минтяжстроя СССР”. По итогам социалистического соревнования в честь 50-летия Великого Октября экипаж экскаватора, возглавляемый Поваляевым, был занесен в Книгу трудовых подарков Мурманской области.

Казалось бы, всеми трудовыми почестями и регалиями был отмечен путь этого скромного рабочего человека. А он продолжал все так же трудиться, выполняя новые задания Родины, отдавая ей свои знания, ум и сердце.

“Кировский строитель” от 12 сентября 1969 года в статье “Передовики производства” писал: “Машинисту экскаватора Василию Алексеевичу Поваляеву присвоено почетное звание “Заслуженный строитель РСФСР”.

“Кировский рабочий” от 2 марта 1971 года опубликовал: “Василий Алексеевич Поваляев тридцать три года работает машинистом экскаватора. Им переработано около четырех миллионов кубометров земли. Заслуженный строитель РСФСР В.А. Поваляев пользуется всеобщим уважением и любовью в коллективе. С ним советуются, к его мнению прислушиваются. Старейший строитель подготовил себе хорошую смену. Многие его ученики — умелые специалисты”.

 

Василий Алексеевич отработал в тресте “Спецстроймеханизация” двадцать с лишним лет. О нем в управлении говорили: и слесарь был отменный, и машину до винтика знал, и на экскаваторе с закрытыми глазами работать мог. Его руки творили не только биографию свою, личную. И они строили биографию не только треста “Спецстроймеханизация”, они строили биографию своей страны. Не менее полусотни учеников он подготовил к труду. Именно у Поваляева  школу мастерства прошел в свое время Николай Курмахин, ныне Герой Социалистического Труда. А потом, став уже опытным машинистом, знаменитым на весь Советский Союз, никогда не стеснялся обратиться к старшему товарищу за советом. Но самое главное — его труд продолжает жить в его учениках. И когда их спрашивают, кто их учил работать, они с гордостью отвечают: “Заслуженный строитель РСФСР”, замечательный человек, Василий Алексеевич Поваляев.

Он ушел из жизни 12 апреля 1993 года. Похоронен на новом кладбище в Апатитах. А Николай Степанович Курмахин до сих пор частенько бывает на могиле своего учителя.

В публикации использованы материалы МАУ АГДК имени В.К. Егорова и ГОКУ ГАМО г. Кировск. Подготовил Александр Проскура (печатается с сокращениями).

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *