Зрачок кита,

22 апреля самые храбрые жители Апатитов поучаствовали во Всероссийской лабораторной, или “Научном субботнике”, как называют акцию организаторы. А храбрые потому, что взялись  за неизвестное дело. Мы привыкли, что есть ежегодный “Тотальный диктант”, здесь же язык был на втором месте, а на первом — знание физики, астрономии, химии и биологии.

На “Лабораторную” пришли и ученые, и студенты, и домохозяйки, и журналисты. Фото Юлии Короткой
На “Лабораторную” пришли и ученые, и студенты, и домохозяйки, и журналисты. Фото Юлии Короткой

Акцию в стране проводят первый раз, поэтому участие в ней приняло не так много городов. Зато как приятно было прочитать на экране: “Первая “Лабораторная” пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Красноярске, Нижнем Новгороде и в Апатитах!”

Площадкой стала библиотека имени Гладиной. Согласно формату акции, место проведения называется лабораторией, участники — лаборантами, а ведущий — заведующим лабораторией. У нас работой лаборантов руководил Сергей Мудрук, кандидат геолого-минералогических наук, ученый секретарь Геологического института КНЦ РАН. Проверить свои знания пришли совершенно разные люди и по возрасту, и по роду занятий — всего 35 человек. На выполнение заданий отвели академический час.

— Во время теста разрешено пользоваться чем угодно, — предупредил Сергей. — Но если вы полезли в Интернет, знайте, вы — слабаки!

Чтобы не быть слабаком, я решила Интернетом не пользоваться. Моими помощниками стали логика, здравый смысл и остаточные школьные знания. Каждому выдали специальный журнал лаборанта, куда нужно записывать ответы. Мы прочитали первое задание (всего их было 37), и читальный зал, превращенный в класс, погрузился в тишину. Друг на друга никто не смотрел, телефоны не доставали, даже с соседями не шептались — всем стало понятно, что вопросы весьма сложные и по-быстрому ответы на них не дашь.

Ведущий, он же завлаб - заведующий лабораторией, Сергей Мудрук. Фото Юлии Короткой
Ведущий, он же завлаб — заведующий лабораторией, Сергей Мудрук. Фото Юлии Короткой

…Если от руки написать слово “чепуха”, то при прочтении в латинском варианте получится “реникса”. Именно так назывался первый раздел журнала лаборанта, и именно он помог расстаться с большинством иллюзий. Лаборанты опровергли два “неоспоримых” факта, которые все знали с детства: “Если дождевого червяка разрезать пополам, то получится два новых червяка” и “Грибы нельзя вырывать с корнем, чтоб не повредить грибницу”. Оказалось, все это не так.

Честно говоря, дальше вопросы были еще сложнее. Многие из них были с подвохом и ставили в тупик. К примеру: “Как вы думаете, сколько весит зрачок громадного синего кита?” — предлагал четыре возможных варианта: один килограмм, 50 граммов, 0,5 грамма или не имеет веса. Первый вариант, пришедший в голову, — нисколько. Как можно взвесить точку в радужной оболочке глаза? И я оказалась права, зрачок кита и любого другого существа не весит ничего.

Также я долго раздумывала над вопросом: “Зачем канатоходцу шест?” Предлагалось четыре варианта, три из которых казались более или менее правдивыми. В итоге я остановилась на следующем: “Смещая шест вправо-влево, канатоходец уравновешивает свои наклоны”. Но этот ответ оказался неверным — канатоходец отталкивается от шеста, как от опоры, чтобы компенсировать ошибки.

В середине часа всех ждал маленький, но очень заковыристый диктант: лаборантам нужно было правильно написать термин и сопоставить его с лексическим значением. Здесь открытием для большинства стало то, что слово “тираннозавр” пишется с двумя “н”.

Несмотря на интеллектуальный штурм в отдельно взятой голове, никакого волнения я не испытывала. Напротив, эмоции были только положительными — выполнять лабораторную работу было интересно и даже весело. Всплыли вдруг давно забытые школьные ощущения. Кроме того, на некоторые вопросы я отвечала интуитивно, вспомнив о том, что первая версия, которая приходит в голову, чаще всего оказывается верной.

45 минут пролетели очень быстро. По окончании теста заведующий лабораторией приступил к разбору заданий. Каждый вопрос был прокомментирован и сопровождался пояснительной картинкой на экране. Некоторые задания вызвали жаркие споры среди участников. Кому-то показалось, что трактовка отдельных вопросов неоднозначна, следовательно, их нельзя считать корректными. К примеру, уже в самом первом вопросе “Лабы” встречалось упоминание про “темную сторону Луны”. Подавляющее большинство участников сочли слово “темный” синонимом слова “обратный” и в итоге ответили на вопрос ошибочно, потеряв целый балл.

Баллы участники подсчитывали самостоятельно, поэтому не нужно было переживать и долго ждать результатов. Совершив нехитрые вычисления (за каждый правильный ответ по одному или два балла), лаборант сам вписывал в итоговую колонку свой результат.

Максимум баллов, который удалось набрать участникам на площадке, — 45 из 61 возможных.

Для тех, кто не сумел принять участие в научном состязании, но все же хочет попробовать свои силы, на сайте все еще доступна онлайн-версия “Лабы”.

А всех реальных участников акции ждет розыгрыш призов — для этого им нужно выложить в соцсети свои фотографии с акции с хэштегом #roslaba.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *