Год прорыва

Апатиты. Вокалистки ДМШ имени Буркова посетят студию “Фонографа” летом, а пока вновь репетируют

Лиза Михайлова, Сергей Жилин и Даша Лаппо после объявления результатов конкурса “Фонограф-Дебют” в Мурманске. Фото Елены Балабкиной.

Лиза Михайлова, Сергей Жилин и Даша Лаппо после объявления результатов конкурса “Фонограф-Дебют” в Мурманске. Фото Елены Балабкиной.

 

Вот начинаешь кому-нибудь рассказывать, как наши девушки из музыкальной школы стали лауреатами на конкурсе “Фонограф-Дебют” и выиграли сертификат на учебу в эстрадно-джазовой студии Сергея Жилина в Москве, а собеседник первым делом спрашивает: “И что, правда поедут?”И так раз за разом. За ответом на этот вопрос “ДД” решила обратиться к Лизе Михайловой, Дарье Лаппо и их педагогу Наталье Кумпан.

Новые знания — новый уровень

С Натальей Кумпан мы беседуем в кабинете на втором этаже музыкальной школы: стол, стул, кресло, фортепиано, деревянный стенд с фотографиями с различных фестивалей и конкурсов, шкаф — он же полка для многочисленных наградных кубков.

Именно здесь Наталья Валерьевна, Лиза и Даша записывали многочисленные видеоролики для первого тура конкурса “Фонограф-Дебют” (из аппаратуры — две колонки и мобильный телефон). По условиям конкурса нужно было отправить до восьми видео, и те исполнители, чьи ролики отобрало жюри в Москве, получали право выступать во втором туре эстрадно-джазового регионального конкурса “Фонограф-Дебют” в Мурманске. Здесь их живое исполнение оценивал сам Сергей Жилин.

В группе вокалистов 12-17 лет участников оказалось 56, в том числе ученицы апатитской детской музыкальной школы имени Буркова. Напомню, что Елизавета Михайлова стала лауреатом второй степени, а Дарья Лаппо — лауреатом третьей.

На вопрос, поедут ли Лиза и Даша на занятия к маэстро Жилину, Наталья Кумпан ответила утвердительно:

— Поедут, только летом и по отдельности, каждая со своими родителями. Мы уже посмотрели в Интернете, где расположена студия “Фонограф”, это большое здание рядом со зданием “Мосфильма”. Обучение в школе-студии платное, но девочки выиграли сертификаты, поэтому будут заниматься бесплатно. У Лизы сертификат на семь занятий, у Даши — на пять. Правда, какие именно это будут занятия, мы не знаем. Конечно, надеемся, что это не будет простая шлифовка того, что они уже умеют, а именно новые знания в области исполнения джаза. Знания, которые дадут им стимул перейти на новый уровень. Дорогу в Москву и обратно девочкам оплачивает благотворительный фонд “Время добра”, который и пригласил конкурс “Фонограф-Дебют” в Мурманскую область.

А вот уже в Апатитах, в рабочем кабинете, спустя неделю. Педагог Наталья Кумпан держится в стороне, но отражается в творчестве дуэта, как на снимке в зеркале. Фото Елены Балабкиной.

А вот уже в Апатитах, в рабочем кабинете, спустя неделю. Педагог Наталья Кумпан держится в стороне, но отражается в творчестве дуэта, как на снимке в зеркале. Фото Елены Балабкиной.

Волнительно. Необычно. Современно

Мы разговаривали с Натальей, дожидаясь девушек, и я попросила ее поделиться впечатлениями от конкурса “Фонограф-Дебют”.

— Конкурс очень серьезный, — считает Наталья Валерьевна, — и в очень необычном для нас формате кастинга. Обычно вокалисты исполняют что-то на сцене, зная, что их оценивает жюри, но самого жюри могут и не видеть, и тем более с членами жюри не общаются. Тут же все по-другому: вот он, Сергей Сергеевич Жилин, сидит рядом и слушает. Слушает активно, очень внимательно, потом задает вопросы, иногда просит спеть что-то еще а капелла, если до этого пели под фонограмму. Мы сразу готовились петь без музыкального сопровождения, потому что было такое условие — или под фортепиано, или а капелла, никаких фонограмм. Потом уже музыкальная общественность в Мурманске уговорила Жилина разрешить исполнение под фонограмму, но мы решили ничего не менять.

Без сопровождения петь, конечно, сложнее, но мы с девочками решили, что лучше рискнуть, чем зависеть от некачественной фонограммы. Да и маэстро мучить плохим звуком не хотели! Он слухач, человек с абсолютным музыкальным слухом, профессионал, никакие огрехи от него не скроешь.

Меня поразило, насколько просто и тепло, но по-деловому Жилин общается с детьми. Не только с вокалистами. Мы же, чтобы понимать, что нас ждет, прочувствовать атмосферу, сходили на мастер-класс инструменталистов, посмотрели — понравилось. Весь конкурс вообще прошел как праздник, очень радостная и дружеская обстановка, условия отличные — жили в конгресс-отеле “Меридиан”. Но все-таки волнение чувствовалось нереальное, к тому же девочкам пришлось довольно долго ждать своей очереди.

И Лиза, и Даша чуть позже мне сказали, что волновались, конечно, но не так уж сильно. Хотя отчего-то обе немножко в начале своих первых песен “накосячили”. Тем не менее Сергей Сергеевич обеих похвалил, Даше и вовсе сказал: “Молодчага!”, каждую после первого выступления попросил исполнить что-нибудь еще. Девушки говорят, что первую песню было исполнять сложнее, сказывалось нервное ожидание, но ко вторым песням они были готовы и попросту обиделись бы, если бы маэстро не попросил спеть еще.

Репертуар на конкурс подбирали втроем, переслушали огромное количество разнообразной музыки.

— У нас так чаще всего и бывает, — говорит Лиза Михайлова, — накидываем очень много вариантов, по большей части варианты оказываются чушью, среди которой обязательно попадется что-то стоящее!

Елизавета исполняла песню из репертуара Джесси Джей и известную многим именно по проекту “Голос” “Там нет меня” (в первом сезоне шоу ее пела Севара). А Дарья выступала с “History reapeating”, которую исполняли Каро Эмеральд, Ширли Бесси, Джамала и также еще одна участница шоу “Голос” Элина Чага. Вторым номером у Дарьи шла знаменитая “Skyfаll” Адель.

— Девочки исполняли песни с “купюрами”, те части, которые наилучшим образом демонстрируют их вокальные возможности и потенциал, — поясняет Наталья Кумпан. — И хорошо, что мы отказались от классических образцов джаза. Конечно, Сергей Сергеевич Жилин джазовый музыкант, и для него очень важны четкое исполнение джазовых стандартов, именно в том виде, как исполняли мэтры джаза. Но я не специалист по джазу, идеала бы не получилось. А вот современная музыка в подходящей обработке оказалась очень кстати.

Лиза и Даша заканчивают 10-й класс. Пока обе они признаются — грезят вокальной карьерой. Помимо вокала, обе играют на инструментах. Педагог Дарьи по классу фортепиано — Любовь Николаевна Кошеленко, Лизу учит Ольга Ивановна Новикова. А к Наталье Кумпан Даша Лаппо пришла десять лет назад совсем маленькой девочкой. Лиза занимается вокалом пять лет. Вместе они еще и выступают дуэтом, он называется “Freedom”. По словам Натальи Валерьевны, дуэт удивителен тем, что девочки обладают совершенно разными тембрами, которые чудесным образом сочетаются друг с другом.

 

Между чувством и опытом

В этом году как соло-исполнители и в дуэте Дарья и Елизавета стали лауреатами сразу нескольких конкурсов: “Браво” в Кировске — Гран-при, “Трасса” в Мурманске — первое место, “Звездная радуга” в Мурманске — второе место, “Северное ожерелье” в Петрозаводске — второе место. Мало того, они прошли отборочный тур и на “Синюю птицу” — всероссийский открытый конкурс юных талантов. Но телеканал “Россия” будет проводить съемки осенью, а девушкам к тому моменту исполнится по 17 лет, и участвовать в “Птице” они уже не смогут. Но есть ведь еще “Голос”, почему бы не попробовать? Хотя…

— Следующий год будет для них очень серьезным, — считает Наталья Валерьевна. — Кататься по коммерческим конкурсам не будет времени, скорее будем ездить на прослушивания, искать учебное заведение для поступления. Это очень важный вопрос. Хорошо, что девочек поддерживают родители. Помимо природных данных, помимо таланта, нужен большой труд, просто колоссальный. Вокал — это прежде всего ощущение, но вместе с тем — большая и сложная теория. Результаты, которых они добились, конечно, серьезные, но это итоги долгого пути, где были и первые места, и неудачи. И впереди — работа, которую, к счастью, любят. А поют они везде и всегда — в классе, в зале, в коридоре, дома, на улице.

И все-таки в этом году случился прорыв. Это понятно по тому, что все призовые места девушки получили на разных фестивалях, где их выступления оценивали совершенно разные члены жюри. В таком индивидуальном вопросе, как вокальное мастерство, где многое решает “нравится — не нравится”, это значимый показатель. Как говорит их педагог, для победы мало таланта и вокальных данных, должна быть органика во всем, чтобы образ сложился до мелочей, и еще кураж надо поймать. Ну, раз уж маэстро Жилин оценил, значит — точно все сложилось.

…Не успела я закрыть дверь класса, за моей спиной уже кипела работа: “Вам через десять дней выступать, чем будете удивлять?”

Это интересно(2)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *