Без взрослых трудно
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в закрытых учреждениях. Они едят, спят, ходят в школу, на занятия в кружки и секции — все вместе. И даже в оздоровительные лагеря их часто вывозят всем составом.
Они постоянно находятся в замкнутом коллективе таких же, как они сами, общаются с очень ограниченным числом взрослых: воспитатель, учителя в школе, возможно, тренеры и педагоги кружков и секций.
Даже если на первый взгляд они выглядят такими же, как и другие дети, на самом деле у них есть много внутренних проблем и ограничений. Вырастая, дети из детских домов и интернатов несут этот груз с собой во взрослую жизнь, и им очень трудно жить самостоятельно. Особенно, когда девушкам и юношам всего по 18-19 лет.
Государство обеспечивает детей местом для проживания, образованием, питанием, одеждой и даже деньгами. Однако оно не может дать им самого главного — тепла и заботы близкого человека, чувства защищенности, исключительности. Того, что родители дают нам в детстве и даже потом, во взрослой жизни. Кроме того, государство не может помочь каждому ребенку в выборе жизненного пути, не может дать совет, направить, подсказать. Подрастая, дети-сироты остаются один на один с жизнью, и трудности быстро ломают еще неокрепшую личность.
Конечно, самое важное и нужное для ребенка — семья, и помочь семейному устройству детей — это лучшее, что мы можем сделать. Но если по разным причинам устройство в семью невозможно, детям можно помочь своим участием. Да-да, именно своим личным участием, временем, неравнодушным отношением. А не подарками и одноразовыми посещениями детского дома на праздник, как это часто происходит. Вы можете стать другом для ребенка, подростка, включить его в свою жизнь и реально повлиять на судьбу пока еще не взрослого человека. Это называется стать не только другом, но и наставником. Вы можете пригласить ребенка пойти с вами в магазин, поехать на дачу, помочь с ремонтом и тому подобное. Наставничество сейчас активно развивается.
Что вы можете сделать?
Можете, и немало. Например, помочь ребенку адаптироваться за стенами детского дома. Одна из форм наставничества — гостевой режим. Взрослые приглашают подростка к себе в гости, на каникулы, в выходные дни. Так ребенок может научиться домашнему хозяйству и уходу за собой, узнать, как по-настоящему живут семьи. Поддержка подростку требуется минимум на несколько лет, нельзя оставить ребенка, пока он не станет по- настоящему самостоятельным.
Если вы не готовы к глубокому общению с детьми, можете просто прийти на мероприятия внутри учреждения, пообщаться, заняться вместе каким-то делом, а также выйти на совместную прогулку, экскурсию, другие события вне учреждения. Вы можете помочь ребятам в организации мероприятий, поучаствовать вместе с ними в субботниках, соревнованиях, выездных лагерях.
Если вы решили стать наставником, то для вас есть определенные правила. Понадобятся документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; справка из ОВД, подтверждающая отсутствие судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; справка о регистрации по месту жительства (форма №9), медицинское заключение по форме 164/у-96 (оформляется бесплатно).
А еще согласие вашей семьи, в том числе детей старше 10 лет, в письменной форме. Ваше заявление рассмотрят, положительное заключение будет действительно в течение двух лет. И тогда ребенок сможет проживать в вашей семье в выходные, праздничные или каникулярные дни, от одного дня до шести месяцев. Бывает, что такая форма общения перерастает в постоянное проживание — под опекой или усыновленным.
Все подробности по телефону службы сопровождения 8 (960) 021-15-63. Здесь будут рады любому звонку!
Подготовила социальный педагог службы сопровождения Апатитского центра помощи детям Наталья Кашликова.