Собрать робота и запрограммировать его на достижение определенных задач — дело ответственное, непростое, но выполнимое. Это доказали участники регионального фестиваля научно-технического творчества “Инженерные кадры будущего”.
17 и 18 февраля школа №15 превратилась в большую выставочную площадку, где дети с гордостью показывали свои технические достижения — на фестиваль приехали больше 150 школьников со всей Мурманской области. В рамках фестиваля проходили региональный турнир по робототехнике и региональные этапы всероссийских соревнований “Икар” и “Икаренок”.
Матвей Тимофеев учится в третьем классе в третьей школе, на фестиваль он принес часть своего автопарка из “Лего”.
— Это передвижной подъемный кран, — рассказывает Матвей. — Мне его подарили на шесть лет, в нем 2606 деталей. Я собирал его ровно год. Потом мне подарили еще несколько моделей, а когда я стал хорошо и быстро строить, папа купил мне “гоночный автомобиль”.
Теперь Матвей хочет попросить у родителей несколько радиоуправляемых моделей, чтобы из них собрать самосвал.
По соседству Алексей Добряков, десятиклассник из школы №15, учит гостей выставки рисовать 3D ручкой.
— С помощью этого гаджета можно рисовать в пространстве, — рассказывает Леша. — Принцип работы предельно прост — вместо стержня в ручку вставляется пластиковая нить. Встроенный механизм расплавляет ее и “чернила” выдавливаются в расплавленном виде наружу.
— А что с ее помощью можно делать?
— Мы с ней работаем на технологии. Делаем узоры, фигурки и украшения.
В актовом зале школы шла настоящая битва роботов. Соревнования назвали “Голодные игры шагающих роботов” — их можно сравнить с сумо, ведь цель у участников одна — вытолкать соперника за пределы площадки. У кого-то роботы с шестью клешнями, у кого-то с двумя “ногами”. Единственное ограничение — размеры “спортсмена”, также запрещалось монтировать внутрь робота различные устройства, которые могут повредить аппарат противника, например, ножи. Механическим сумоистам можно только толкаться. В целом, все участники привезли на соревнования похожие устройства, которые оптимально подходят для боя — плоский механизм со специальным “ковшом”, которым можно поддевать соперника, ограничивая его движение. Чаще всего такие роботы поворачиваются, как танки, то есть вокруг своей оси. Для ориентации используется инфракрасный датчик.
Первое место в этом соревновании занял Никита Пресняков из Александровска.
В спортивном зале проходили соревнования по робототехнике в трех категориях: гонка с препятствиями, спираль и слалом. Согласно условиям турнира, командам перед состязаниями нужно было изготовить робота, который сможет выполнять определенное задание. Например, в категории “Слалом по линии. Arduino” робот должен уметь различать цвета и переносить предметы, которые отличаются по цвету, в разные места.
Каждая команда состояла из двух человек, а роли в них ребята распределяли между собой сами. В одних командах всю работу вели оба, в других один отвечал за «тело», а второй — за «мозг» робота. Но тут уж кто как привык работать, ведь главным стал даже не результат, а сам процесс создания машины, которая способна выполнять заданные человеком команды.
В работе школьники использовали программное обеспечение и наборы деталей фирмы “Лего”. С их помощью были созданы 3D-модели роботов и запрограммированы их действия.
Команда “Полярные барсы” — это Максим Кибирев и Елена Акопян. Ребята приехали из Полярных Зорь, в турнире по робототехнике участвуют впервые.
— Наш классный руководитель увлекается роботами, — скручивая детали, говорит Максим. — Он и предложил нам поучаствовать в соревнованиях. Мы сделали робота с клешней, по идее он должен проехать по спирали и расставить банки по углам. Хотя пока он этого не делает. А передвигается за счет колес, к которым идет энергия от аккумулятора.
— Роботов собирать сложно?
— На первых порах очень! Но потом начинаешь разбираться, что к чему. Да и в команде работать гораздо легче.
Лена и Максим робота доделали, и в состязании “Спираль” заняли третье место.