— Мама, ну что мне делать? Я не хочу учить уроки! Я их тридцать лет назад учила. Больше не хочу! — жаловалась взрослая дочь.
Конечно, уроки ей надо учить не самой, а с сыном-первоклассником.
Страдания
Со своей старшей дочкой Наташа никогда уроки не делала. Девочка сейчас в седьмом классе и справляется сама. С сыном все по-другому. Наташа знает: если не сядет рядом со своим учеником, то уроки он ни за что не сделает. Да и с ней получается плохо…
Каждый раз Наташа прилагает массу усилий, чтобы усадить сына за стол. А потом начинаются мучения. Считает сын неплохо. Однако может заупрямиться и нарочно писать неверные ответы. Наташа их стирает, объясняет, раскладывает на столе мелкие игрушки или делит вместе с сыном печенье, чтобы наглядно объяснить и добиться правильного ответа. Но сын упорно делает вид, что не понимает. Полчаса они бьются — кто кого! И все-таки сын сдается, в конце концов пример решен. А за ним надо решать следующий… И все начинается сначала.
— Я еле сдерживаюсь, — говорит она, — чтобы не заорать или не влепить сыну подзатыльник. Удивляюсь сама себе, как получается. Я ведь вспыльчива по натуре.
Если у Алешки хорошее настроение и он не выражает свой протест, математика проходит на ура. Тогда начинаются мучения с русским.
Мука писать и читать
Писать Алеше трудно. Буквы пляшут, выгибаются, закорючиваются, расползаются, а то и вообще теряются. Более или менее получается, когда Наташа пишет карандашиком, а сын обводит. С горем пополам урок по письму готов. Надо приступать к чтению.
— У Ле-ны па-па пи-лот, — по слогам читает Алеша.
— Молодец! — хвалит его мама.
— Что прочитал?
— У Лены папа пил! — выдает сын.
Наташа начинает хохотать.
— Все, перерыв пятнадцать минут, — говорит она сквозь слезы, — мне надо прийти в себя, да и тебе не помешает.
На днях Наташа нашла выход из положения и думала, что на этом мучения учения, по крайней мере для нее, закончены.
Кому платить?
Бабушка, слушая очередные стенания Натальи по поводу уроков, посоветовала, чтобы с Алешкой занималась сестра.
— А что? Она же только и говорит о том, где бы ей подзаработать, вот и плати ей за то, что будет заниматься с братом.
И самой Наташе, и ее дочке идея понравилась. На семейном совете решили: сто рублей — вполне приемлемая цена для обеих сторон.
Но ничего не вышло. С сестрой Алешка стал вести себя еще бесцеремоннее. Ошибок наделал в два раза больше. Пришлось эксперимент прервать.
— Так ты ему лучше приплачивай, — посоветовала подруга. — Он тогда точно будет стараться, а не нервы тебе трепать.
— Вот еще! — фыркнула Наташа. — Я готова была деньги платить, чтобы дочь тратила свое личное время на то, что могла бы и не делать. А Алешке за что? Не собираюсь! Учить уроки — его обязанность.
Недолго осталось
Пока Алеша в первом классе, и Наташа надеется, что это временные трудности. А может, нет?
Вон у Ани сын уже в восьмом классе, а она как учила с ним уроки в начальной школе, так и по сей день учит. Все восемь лет они с ним во время таких занятий ругаются. Бывает, сын плачет, а Аня пьет валерьянку.
Оба они мечтают об окончании школы, ведь тогда мучения закончатся.
Мнение специалиста
Причина упрямства в данном случае не в ребенке, а опять же в маме. Поменяйте местами причину и следствие. Мама нервничает, вероятно, хочет, чтобы ребенок идеально сделал задание, и боится, что он сделает что-то неправильно. То, что чувствует мама, как в зеркале отражается в поведении сына, ведь мать и ребенок эмоционально очень сильно связаны!
Мама едва сдерживается, ей хочется заорать или шлепнуть (вероятно, иногда она это и делает, а не только хочет), а ее агрессивность и нервозность передаются ребенку. И он тоже становится агрессивным и нервозным. Это ответ на давление, попытка спасти свою внутреннюю целостность, и он проявляется в виде упрямства, саботажа. Нервотрепка во время выполнения уроков фиксируется в подсознании как негативный условный рефлекс, и в дальнейшем сама эта деятельность становится неприятной. Таким образом воспитывается лень.
Чтобы изменить ситуацию, надо создать позитивное подкрепление, например, делать уроки с искренней радостью, заинтересованностью, на душевном подъеме, без страха, что ребенок сделает ошибку. В процессе выполнения заданий в основном отмечать положительные моменты, подбадривать, а в конце поощрить чем-нибудь. В таком случае вы закрепляете положительный условный рефлекс, и в дальнейшем ребенок сможет делать уроки самостоятельно, быстро и с радостью.
Другая сторона вопроса касается сложности домашнего задания. Первоклассники первые полгода вообще должны учиться без домашнего задания — это время на адаптацию к школе. Сложные программы, типа Петерсон, Занков, Эльконин и Давыдов, как показывают последние лонгитюдные исследования, не соответствуют возрастным особенностям детей. Они направлены на опережающее развитие логического мышления, хотя младшим школьникам свойственно мышление конкретно-образное. Поэтому дети в начальной школе мучаются с домашними заданиями, пытаясь оперировать тем, что еще не сформировано, а потом, разочаровавшись в себе, плюют на учебу. Мотивационный потенциал исчерпывается на старте, и в старших классах желание учиться стремится к нулю.
В начальных классах ребенок должен научиться любить сам процесс познания, сформироваться как успешный субъект учебной деятельности, поэтому более адекватными являются программы без сложных абстрактных понятий и с преобладанием эстетических предметов.
Психолог Татьяна Дьяченко.
Психологический центр Татьяны Дьяченко приглашает
Тренинг профессионального успеха
Цель: осознание своего профессионального образа «Я», формирование пространства профессионального успеха, повышение мотивации труда, проработка негативных программ, препятствующих профессиональному и карьерному росту, поиск или смена работы, решение конфликтов в коллективе, формирование конкретных событий успеха.
Продолжительность тренинга 14 часов (два дня подряд в выходные). Стоимость для одного участника 2 тысячи 500 рублей, дата тренинга будет установлена по мере формирования группы.
Тренинг ведет психолог высшей категории, канд. психол. наук Татьяна Михайловна Дьяченко (www.centretd.narod.ru).
Запись по телефону 8 (964) 309-08-27.
а в инете Татьяна Дьяченко не проводит никаких тренингов? :smiles_350: