Очередная сессия Света депутатов содержала в повестке дня всего семь вопросов, но это было одно из самых продолжительных и самых интересных заседаний в этом году.
Сигнализация не отвлекла
Депутаты обсуждали отчеты четырех отделов городской администрации: комитета по управлению имуществом, Управления городского хозяйства, спорткомитета, отдела архитектуры и градостроительства. Конечно, больше всего вопросов, предложений и замечаний у депутатов было после доклада Евгения Бежка, председателя комитета по управлению имуществом. Для разъяснения некоторых трудных тем слово брал глава администрации Николай Бова. Николай Алексеевич сказал, что не поехал в Москву в командировку, потому что хотел услышать отчет своего подчиненного. Даже учебная пожарная тревога, прозвучавшая в здании администрации ближе к концу сессии, не отвлекла депутатов от повестки дня.
Открывала сессию начальник управления финансов городской администрации Любовь Савина с докладом о внесении очередных поправок в решения Совета депутатов по бюджету города на 2016 год.
Депутаты единогласно утвердили основные характеристики городского бюджета на 2016 год. После внесения изменений прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета составил 1 миллиард 900 миллионов 277 тысяч рублей. Общий объем расходов — 2 миллиарда 239 миллионов 567 тысяч рублей. Верхний предел муниципального долга города на 1 января 2017 года определен в размере 26 миллионов 731,5 тысячи рублей. Дефицит городского бюджета составил 339 миллионов 290,1 тысячи рублей.
Затем с отчетом о работе комитета по управлению имуществом за 11 месяцев 2016 года выступил Евгений Бежок. В докладе, в частности, было уделено много внимания такой большой теме, как усиление контроля за полным и своевременным погашением дебиторской задолженности по арендной плате за земельные участки. Арендная плата за землю — это деньги, из которых в том числе формируется бюджет города.
В 2016 году в адрес арендаторов земли комитет направил 398 претензий на общую сумму 14 миллионов 207 тысяч рублей, в том числе — пени на сумму 2 миллиона 314 тысяч рублей.
Добровольно арендаторы оплатили 220 претензий на общую сумму 4 миллиона 217 тысяч рублей, в том числе пени — на сумму 564 тысячи рублей.
Как дополнительную меру по обеспечению своевременной уплаты арендных платежей комитет организовал адресную рассылку квитанций и счетов: 4398 квитанций отослано в соответствии с действующими договорами аренды, на оплату выставлено 198 счетов.
Как рассказал депутатам Евгений Бежок, на сегодняшний день в базе комитета — 4696 действующих договоров по аренде земли, из них 4236 — так называемые “гаражники”. Более того, комитет работает и с теми людьми, кто активно пользуется земельным участком, но не оформил договор аренды — в их адрес отправили восемь исков на 2 миллиона 826 тысяч рублей.
За 11 месяцев 2016 года комитет подготовил и направил в суд 23 исковых заявления о взыскании задолженности по арендной плате за земельные участки на общую сумму 5 миллионов 116 тысяч рублей. Суд удовлетворил все 23 иска — на сумму 4 миллиона 70 тысяч рублей. Пять исков должники исполнили добровольно. В службу судебных приставов ушло 18 исполнительных листов для принудительного взыскания.
— Фактически поступило в бюджет на основании судебных решений более восьми миллионов рублей, — доложил Евгений Сергеевич.
Есть земля — заключай договор
Комитет занимается выявлением лиц, использующих земельные участки без оформления документов права собственности. Для взыскания платы за фактическое пользование земельными участками направлено более 200 претензий на общую сумму семь с половиной миллионов рублей, из них 13 претензий юридическим лицам на сумму более шести миллионов рублей.
По данным комитета по имуществу, в Апатитах существует примерно 10500 гаражей, но договоров на аренду земли оформлено только 4236. Так что в перспективе комитету есть над чем работать. Председатель комитета по имуществу особо подчеркнул: даже если нет договора на аренду земли, платить надо, и претензии арендатору будут предъявлять. Отсутствие договора не освобождает от обязанности платить арендную плату. Земельные участки, на которых стоят гаражи (а речь ведь идет в первую очередь об этих объектах), надо оформить согласно действующим правилам.
— Те, кто не оформил, получат штраф, — сказал Евгений Бежок. — Размер административного штрафа — от 10 тысяч рублей. И штрафы будут идти и идти.
Конечно, депутаты стали задавать вопросы: а как же пенсионеры, те, у кого пенсия 15 тысяч? Где им взять средства, чтобы заплатить, к примеру, за формирование земельного участка? Эти работы стоят восемь тысяч рублей, без них договор аренды не заключить. Плюс арендная плата от трех до трех с половиной тысяч рублей. Как это выплатить из пенсии? Да и за что платить? Ведь некоторые строили гаражи своими руками на тех землях, где еще и города не было.
— Можно ли сделать пенсионеркам скидки? Можно ли предоставить рассрочку платежей? — спрашивали депутаты.
Евгений Бежок обещал обдумать эти вопросы.
Для справки он также сообщил, что больше всего гаражей в городе расположено на улице Строителей — пять тысяч строений. На улице Козлова — 1791 гараж, на Северной — 969.
О бесхозном и пустующем
Еще один интересный момент отчета председателя комитета по имуществу — работа с бесхозными инженерными коммуникациями.
В 2011 году по решению суда городу передали около сотни бесхозных объектов сетей водоснабжения и водоотведения. На их содержание бюджет ежегодно тратил около двух миллионов рублей. И вот 7 ноября 2016 года город от этой обузы освободился: 102 объекта передали по договору в аренду. Договор вступает в силу с 1 января 2017 года. Срок договора — четыре года. Соответственно, в 2017 году деньги за обслуживание сетей платить не надо. Город еще и заработает: дополнительный доход от сдачи сетей в аренду составит 160 тысяч рублей.
По инженерным сетям дополнительную информацию сообщил глава администрации Николай Бова, так как он столкнулся с этой проблемой еще до того, как Евгений Бежок стал главой комитета по имуществу. Николай Алексеевич объяснил, как разработали механизм решения этой проблемы и какой путь пришлось проделать, чтобы ее решить. В других муниципалитетах эта проблема осталась, в Апатитах — решена.
Спрашивали депутаты и о пустующих помещениях в городе. Председатель комитета по имуществу сказал, что пустующего жилья на сегодняшний день примерно 286 единиц. Только на Бредова, 5, пустует 70 квартир, или восемь тысяч квадратных метров. Можно ли их сдать в коммерческий найм? На этот вопрос отвечал по окончании своего доклада Олег Запанков, директор Управления городского хозяйства. Оказывается из 280 пустующих жилых помещений только 110 пригодны для жилья. Часть из них может сдаваться по коммерческому найму, но только после определенной подготовки. Как сказал Олег Запанков, существует разумная грань: жилье должно быть с исправной электропроводкой и необходимым санитарно-техническим оборудованием.
Арендуют меньше
Спросили депутаты председателя комитета по имуществу и о том, как часто сейчас предприниматели берут в аренду городское имущество. Чаще берут или, наоборот, сдают?
Евгений Бежок ответил, что на 1 января 2015 года в аренду предпринимателям сдавали 154 помещения, а на 29 ноября 2016 года — 125.
— К сожалению, идет тенденция к снижению, мы больше расторгаем договоров аренды, чем заключаем, — сказал Евгений Сергеевич.
Подробности о том, какое имущество можно взять в аренду, в том числе и в гаражах, можно найти на сайте города. С 2015 года комитет не увеличивал ставку балансовой стоимости, процесс заморозили и на 2017 год. В комитете понимают, что для предпринимателей экономическая обстановка достаточно сложная. Но привлечение арендаторов в пустующие помещения — задача приоритетная, и комитет прилагает все силы для этого. Недавно, кстати, нашлись арендаторы на цокольный и первый этажи здания на Космонавтов, 3, там, где раньше был один из корпусов КФ ПетрГУ.