Дело, которое в Апатитском следственном отделе расследовали семь месяцев, а до этого пять месяцев в полиции, можно назвать непростым и очень долгим. За время расследования к нему постоянно добавлялись новые эпизоды, росло количество потерпевших, свидетелей и экспертиз. В итоге перед судом предстали шесть подростков.
Быстрый и неугомонный
Не подумайте, что на скамье подсудимых оказалась настоящая подростковая шайка. Пятеро из шестерых отметились далеко не в каждом эпизоде, и лишь один, назовем его Кириллом, — во всех 18: он признан виновным в 15 кражах, двух грабежах и одном угоне.
Вячеслав Голиков, старший следователь следственного отдела по городу Апатиты следственного управления следственного комитета РФ по Мурманской области, который вел это дело, считает, что именно Кирилл занимал лидирующие позиции в группе.
— Он продумывал все преступления заранее, — рассказывает Вячеслав Олегович, — присматривал, что и где можно украсть. А потом действовал очень оперативно и всегда хорошо представлял, как нужно поступать на месте преступления. Например, заходил в кафе, разглядывал зал, посетителей: кто занят разговором, кто собирается выйти, что лежит на столиках. Незаметно забирал оставленное без присмотра имущество и исчезал. Если понимал, что вот-вот попадется, мог и через окно уйти. Заходил в офис какой-нибудь организации, просился в туалет или просто погреться — внешность у парня ангельская, он умело ею пользовался, вызывал у людей желание пожалеть беднягу. В офисе проникал в пустой кабинет, искал в ящиках стола кошелек или деньги. Если находил, то никогда с украденным не возвращался тем же путем, уходил через коридор или другой выход. Такое поведение объясняет, почему в деле так много эпизодов.
Очень показательная деталь: в ходе расследования дела все подростки находились под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Из всех только Кирилл, несмотря на подписку, уже под следствием умудрился совершить еще одну кражу и грабеж. Его не остановил даже домашний арест: на 25-е сутки вынужденного домашнего времяпрепровождения юноша снял специальный браслет, оставил его в квартире и отправился “промышлять”.
Далеко не уехали
А началось все с… копилки. Кирилл зашел в гости к знакомому и похитил из копилки почти 10 тысяч рублей. Дальше пошли кражи денег из магазинов, отделов торговых домов, кафе. Парень совершил ряд преступлений и в Апатитах, расширив свои криминальные горизонты.
Но для того, чтобы утащить аппаратуру из кировского Дворца культуры или товар из охотничьего магазина, ему нужны были помощники.
— Всех подростков, которые проходили по делу, он хорошо знал, — продолжает Вячеслав Голиков. — Это ребята из его круга общения. Либо учились с ним, либо, как и он сам, состояли на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Семьи, в которых эти парни выросли, нельзя назвать неблагополучными. И все эти дети могли свернуть с дурного пути.
Лидер же подбирал себе помощников, исходя из того, что умеют приятели. Например, одному предложил угнать автомобиль, сказал, что присмотрел подходящий во дворе — хозяина сейчас нет дома. Правда, сам он водить машину не умел, поэтому и понадобился товарищ. Товарищ, решив побыть крутым, согласился… и помог совершить преступление, которое относится к разряду достаточно тяжких — угон, совершенный группой лиц. Машину они завели, проехали на ней несколько десятков метров и застряли в сугробе. Автомобиль заглох. Пока они пытались завести его, бдительный сосед хозяина авто успел с ним созвониться, выяснить, что мужчина далеко от собственной машины, и сообщил об угоне в полицию. Подростки так и не успели завести двигатель вновь, их задержал наряд патрульно-постовой службы.
В другом эпизоде Кирилл вместе с двумя помощниками решили ограбить магазин. Они заметили, что засовы, запирающие дверь помимо замка, можно повернуть так, что они не закроются. А открыть замок, который станет единственной преградой для воришек, им было нетрудно. Прихватили с собой еще одного парня, чтобы унести больше товаров. Часть украденного оставили себе, часть сбыли. Причем добычу всегда делили на всех, поровну. Такой, по словам следователя, у них был обычай, чтобы в случае чего отвечать всем вместе.
Они и отвечали вместе, признав вину полностью, но наказание получили разное, в зависимости от роли каждого в том или ином эпизоде. Приговором Кировского городского суда Кириллу назначено наказание в виде трех лет лишения свободы в воспитательной колонии. Его напарник по угону помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения 18-летнего возраста. Трем несовершеннолетним назначены исправительные работы сроком на восемь месяцев условно на тот же срок. В отношении одного уголовное преследование прекращено за примирением сторон. Приговор может быть обжалован.
Действительно жалко …молодые. Вовремя их остановили,вся жизнь впереди !
Дай бог ещё всё образуется.