Он был мягким и свежим, с фундуком и грецким орехом, с хрустящей корочкой, источал такой аромат, что руки сами тянулись. Даже руки тех, для кого хлеб — не более, чем неинтересная часть бутерброда. А эти душистые ломти хотелось поглощать, как пирожное. И мы ели, а производители смотрели и улыбались.
Хлеб с характером
Алену и Станислава Якимовых мы встретили пару недель назад на празднике в микрорайоне Кукисвумчорр. У них была своя палатка, где вместе с друзьями, супругами Марченко, они угощали публику ломтиками самого разного хлеба, самодельными конфетками из сухофруктов и орешков, чаем из кипрея и медом. Ребята были в русских народных костюмах, улыбались, рассказывали о своей продукции и в целом выглядели настоящим украшением праздника.
Алена и Станислав живут на 25-м километре. Он здесь родился и вырос, она приехала однажды из Мурманска покататься на лыжах и… вышла замуж. Ребята немножко пожили в Уссурийске и именно там впервые испекли домашний хлеб.
— Да просто однажды решили попробовать, что получится, и постепенно втянулись, — говорит Алена.
Никакого отношения к кулинарному искусству они не имеют: Алена по профессии парикмахер, Станислав — электрик. Но бывает, что самым счастливым людям судьба позволяет из хобби создать себе дело, которое и душу греет, и пользу приносит.
— Мы, конечно, не занимается хлебом в промышленных масштабах, — говорит Станислав. — На нас работает “сарафанное радио”: угостили друзей, те — своих знакомых, и пошло-поехало. Теперь и в Кировске, и в Апатитах люди просят нас привезти свежий домашний хлеб, тем более, что свежим он остается долго — практически неделю, если хранить его не в холодильнике и не в пластиковом пакете, а в хлебнице, обернув льняной салфеткой.
Якимовы пекут три основных вида хлеба — из муки высшего сорта, ржаной и пшеничной, по желанию заказчика добавляют солод, отруби, орешки и сухофрукты, могут испечь хлеб с куркумой, кукурузной мукой, с кунжутом — да с чем угодно! Но самое главное, их хлеб — бездрожжевой, на закваске, а те, для кого это важно, прекрасно знают, как трудно найти в магазине хлеб без дрожжей. Нет в нем ни разрыхлителей, ни вообще какой-либо “химии”. Он — ручной работы и, как подчеркивают ребята, сделан с любовью для нашего здоровья. Найти хлебопеков легко — “ВКонтакте” у них есть группа “Дары полей” (vk.com/darypoley).
Пекут хлеб ребята дома, в обычной электрической духовке. Одновременно могут испечь шесть буханок по полкило каждая.
— Но для хлеба нужны сутки, — поясняет Алена. — Тесто не любит торопливость. А закваска вообще штука такая… с характером, все время разная.
Когда готовим — от запахов дома голова кругом! И знаете, тут самая большая опасность — невозможно остановиться, ешь и ешь… Только нужно подождать, пока хлеб остынет — горячий, конечно, не полезен. А ржаной вообще должен постоять сутки — так вкуснее.
Якимовы — люди щедрые, с удовольствием делятся закваской с теми, кто тоже хочет печь хлеб. В начале августа планируют мастер-класс. А в целом мечтают о мини-пекарне. Осталось найти средства, инвесторов и единомышленников.
Лучший в мире, хибинский!
Об инвесторах и единомышленниках говорил нам и Дмитрий Марченко, который в свободное от работы лавинщиком время собирает, сушит и ферментирует иван-чай: тот самый кипрей узколистный, который растет на территории России практически повсюду.
— Мы с женой Ульяной года два назад попробовали такой чай, нам понравилось, — рассказывает Дмитрий. — Решили сами сделать — получилось, угостили знакомых. В последний год у нас дома нет ни покупного чая, ни даже кофе — все нам заменил иван-чай.
Мы делаем два вида: один похож на зеленый, другой — на черный. И, собственно, орудий производства, кроме рук, нужно два — мясорубка для грануляции и электросушилка для сушки. Для напитка используют только листья, фиолетовые цветы можно добавить в напиток лишь для украшения.
Дмитрий уже нашел партнера из Петрозаводска, и вместе они планируют организовать совместное предприятие в Кировске — хибинский иван-чай будет туристическим продуктом, сувениром в милой упаковке, который каждый турист сможет увезти с собой. Объемы будут небольшие, труд — ручной.
— Иван-чай — растение, которое очень долго цветет, — рассказывает Дмитрий. — И северный — самый лучший. Просто потому, что чем севернее растение, тем оно полезнее, ведь для выживания в нашем климате ему требуется больше сил. Конечно, мы собираем чай в “чистых” местах — подальше от автодорог, жилья и производства. Кстати, собирали мы кипрей и на Белом море — вкус у чая получился несколько иной, чуть с кислинкой.
Дмитрий говорит, что чай из кипрея способен и утром взбодрить, и сон не отбить, если выпить его вечером. Напиток считается целебным — кроме микроэлементов, таких, как железо, медь, марганец, калий и кальций, в нем высокое содержание витаминов группы В, а аскорбиновой кислоты даже побольше, чем в цитрусовых. Но вот чего нет в подобном чае, так это кофеина, щавелевой и мочевой кислот.
Впрочем, верить или нет в особую пользу напитка, каждый решает сам. Но мало кому совсем не по вкусу кипрейный чай — в нем нет ни капли танинной горечи, нет аптечного привкуса, как во многих травяных чаях, зато есть некая бальзамическая нотка, напоминающая о походах, кострах и закопченных котелках. Должно быть, зимой, да с ложечкой меда, пить этот чай — сплошное удовольствие!
Чем закончилось наше путешествие на 25-й? Мы напились чаю, наелись хлеба и расспросили ребят, как изменилась жизнь в Кукисвумчорре за последнее время. Да, здесь стало больше туристов, зимой по улицам гуляют нарядные люди, парковки заставлены машинами с номерами других регионов. И да, здесь пока по-прежнему нет кафе и ресторанов, нет Дома культуры, да и вообще каких-либо развлечений. Зато есть вот такие молодые люди — спортивные, активные, с идеями , как сделать что-то не только для себя, но и для других и для места, в котором живешь.