Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 г. №10-П “По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 169, ч.ч. 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы” разъяснено, что взнос на капитальный ремонт имеет строго целевое назначение и расходуется в интересах собственников, независимо от способа формирования, на счете регионального оператора либо на спецсчете в банке.
В связи с чем, его введение не противоречит конституционным предписаниям. Введение взносов на капремонт направлено на поддержание домов в надлежащем состоянии и на предотвращение причинения вреда, в том числе и самими собственниками.
Фонд формируется за счет всех собственников, независимо от даты и оснований приобретения ими помещений и форм собственности. Что в свою очередь не исключает необходимости в дополнительном финансировании проведения ремонта в случае возникновения неотложной необходимости. В случае приватизации жилья в домах, требующих капитального ремонта, обязанность по проведению ремонта сохраняется за бывшими наймодателями. Неисполнение бывшим наймодателем этой обязанности не освобождает собственников приватизированного жилья от уплаты взносов.
Для обеспечения свободы волеизъявления по формированию фонда капремонта этот вопрос отнесен к компетенции общего собрания собственников жилья многоквартирного дома. В случае, когда собственники самостоятельно не определили способ формирования фонда, орган местного самоуправления принимает решение о формировании на счете регионального оператора. Очередность капремонта определяется на основе объективных критериев, которые обеспечивают первоочередное проведение его в тех домах, которые имеют неотложную необходимость в проведении ремонта. Очередность проведения ремонта можно обжаловать в суде, как и неисполнение региональной программы капремонта.
Екатерина Зайцева, старший помощник прокурора города Апатиты.