На предыдущих лекциях выходного дня в автошколе “Автоша” многие автолюбители просили пригласить представителя страховой компании. В основном слушателей волновал порядок составления европротокола. Но на самой лекции оказалось, что вопросов к страховщикам гораздо больше.
Как правильно
Встретиться с автолюбителями согласилась Лариса Малаховская, руководитель апатитского филиала страховой компании “ВСК”. И для начала она рассказала, что такое европротокол и что надо сделать водителям, которые решили прибегнуть к его помощи.
Строго говоря, европротокол — это возможность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. К каждому полису ОСАГО прилагается бланк извещения о ДТП. Вот его верное заполнение и последующее обращение в страховую компанию и есть тот самый европротокол. Судя по рассказу Ларисы Григорьевны, никаких сложностей в заполнении извещения обычно не возникает. Но есть две графы, на которые нужно обратить внимание. Многие в графе “ТС застраховано от ущерба” отмечают “да”, имея в виду ОСАГО.
— На самом деле пункт касается КАСКО, которое к европротоколу не имеет отношения, поэтому галочку ставим в графе “нет”, — говорит Лариса Григорьевна. — Вторая “сложная” графа касается виновности в ДТП. Здесь виновник пишет “вину признаю”, а потерпевший — “вины в ДТП нет”.
Многие водители почему-то не рискуют рисовать схему ДТП.
— Ну, для составления схемы не надо быть Шагалом! Рисуем дорогу, машины, направление их движения и место столкновения. “Привяжите” схему к реальному месту ДТП — укажите улицу и близлежащий дом. Если есть возможность, сфотографируйте все.
Не ныряйте в омут
Для наших городов, где нарядов ДПС немного, а мелких и не очень мелких аварий достаточно, подобный порядок очень удобен. Но многие водители боятся его применять, в основном из-за неуверенности в оценке ущерба.
— Сомневаюсь, что вы, увидев мелкую царапину на бампере или разбитую фару, можете заподозрить ущерб более чем в 50 тысяч рублей. Именно такая максимальная сумма предусмотрена законодательством для оформления ДТП без сотрудников инспекции, — говорит Лариса Малаховская. — Поэтому, попав в мелкую аварию, подумайте, стоит ли тратить несколько часов на ожидание наряда ДПС или проще оформить документы самостоятельно. В больших городах, да уже и у нас, европротокол отлично работает.
Возможность оформления европротокола есть, если совпали несколько условий: в ДТП участвовали два автомобиля, оба водителя имеют полисы ОСАГО, есть только материальный ущерб, причиненный авто, между водителями нет разногласий в оценке обстоятельств ДТП, виновности и перечне повреждений.
Невозможно самостоятельное оформление аварии, если в ДТП есть пострадавшие. А также когда в аварию попал один автомобиль, к примеру врезался в забор, березу, дорожное ограждение и тому подобное, либо если в аварии участвовали более двух авто. В случае, когда у одного или обоих водителей нет полисов ОСАГО. Ну, и вряд ли у вас получится оформить европротокол, когда один из участников ДТП не согласен со всеми его обстоятельствами.
— И еще раз уточню: если вы хоть немного сомневаетесь в оценке ущерба, не кидайтесь с головой в омут, а все же вызывайте ГИБДД, — отметила Лариса Григорьевна.
— Сейчас у многих водителей “поддельные” полисы, которые обычный человек от настоящего не отличит. Есть ли смысл рисковать и обходиться без сотрудников ГИБДД?
— Да, есть опасность, и вы действительно не сможете определить подлинность полиса. Если вдруг, уже при обращении в страховую компанию, выяснится это обстоятельство, мы вам откажем в выплате. Но у вас тогда будет возможность обратиться в суд.
И помните о сроке обращения в страховую компанию после оформления европротокола — не более пяти дней!
Виртуальный полис
На лекции водители затронули еще и тему электронных полисов ОСАГО.
— Я могу заменить электронный полис на обычный?
— А зачем? Электронный полис — это предусмотренный государством документ. Заменить полис можно в случае его утери, порчи или кражи. Электронный в таких случаях можно распечатывать сколько угодно раз.
— А если меня остановит сотрудник ГИБДД и, ссылаясь на ПДД, потребует оригинал полиса ОСАГО? В правилах же ничего не сказано об электронных полисах.
— Кажется, вы придумываете проблему там, где ее нет. Номера всех полисов, в том числе и электронных, внесены в единую базу, к которой у сотрудников ГИБДД есть доступ.
— Меня так уже останавливали, в Мурманске…
— И какое административное правонарушение вменили?
— Никакого, минут 20 поговорили и разъехались.
— Я и говорю, не придумывайте проблему, ее попросту нет.
В конце встречи Лариса Малаховская отметила, что, если у водителей возникнут еще вопросы, она с удовольствием придет на лекцию и ответит на все.
P.S. Следующая лекция в “Автоше” состоится в субботу, 19 марта, в 12 часов.