Вопросы о коммунальных платежах в нашу редакцию поступают регулярно. За простым принципом “потребил — оплати” скрывается немало тонкостей и особенностей начислений. Ответить на сложные вопросы мы попросили Всеволода Болотова, заместителя директора — начальника отдела сбыта Апатитской ТЭЦ ОАО “ТГК-1”.
— Какую информацию мы видим в квитанции за тепло и горячую воду?
— В квитанции каждый житель может видеть, рассчитывается дом по нормативу или оплачивает фактическое потребление тепловой энергии. Это зависит от того, установлен ли и применяется ли к расчету общедомовой прибор учета.
Также потребителю предоставляется информация о тарифах на коммунальные услуги и объемах индивидуального расхода горячей воды. Здесь опять же возможны два варианта — расчет по показаниям счетчиков или по нормативу.
У многих жителей возникает вопрос, что значит “теплоэнергия”. Этот термин в квитанции появился потому, что законодатель установил двухкомпонентный тариф на горячую воду. Простыми словами, горячая вода как товар складывается из двух частей: исходной холодной воды и тепловой энергии, использованной на ее нагрев. Размер всех тарифов ежегодно устанавливается комитетом по тарифному регулированию Мурманской области.
— Если счетчика в квартире нет, каков норматив потребления воды на человека?
— Норматив потребления горячей воды для квартир, не оборудованных приборами учета, установлен региональной властью — министерством энергетики и ЖКХ Мурманской области (Постановление №78 от 22.04.2015 г.). Он зависит от степени благоустройства дома. Каждый потребитель может узнать его из раздела №4 в квитанции.
— Что выгоднее жителям — платить по нормативу или по прибору учета?
— Установка счетчиков позволяет более точно учитывать количество потребленного ресурса и, соответственно, не платить лишнего. Это создает предпосылки для экономии. Повсеместное применение приборов учета позволит более справедливо начислять плату на общедомовые нужды. Ко всему прочему, Постановление Правительства РФ№344 от 16.04.2013 года устанавливает возможность применять повышающие коэффициенты при расчете с потребителями, которые не оборудовали свои квартиры счетчиками.
С 1 июля 2016 года будет действовать множитель 1,5, что сделает потребление по нормативу экономически невыгодным.
Апатитская ТЭЦ пока не применяет в расчетах повышающие коэффициенты. У жителей еще есть время, чтобы принять решение об установке счетчиков.
— Сколько домов в Апатитах оборудовано общедомовыми приборами учета и кто снимает их показания?
— Общедомовые приборы в Апатитах установлены в 385 домах из 406, но не во всех они эксплуатируются должным образом. Например, ООО “УО “Апатиты” с января 2016 года перестало передавать показания ОДПУ по своим домам. Как представители собственников они имеют право на такое решение, но через три месяца отсутствия показаний плата будет начислена по среднему значению.
— Что такое ОДН?
— За этим сочетанием скрывается понятие “общедомовые нужды”. Это количество тепловой энергии, которое уходит на обогрев общих помещений дома, и объем горячей воды, используемый при влажной уборке помещения, на потери в соединениях труб и при ремонтах.
Расчет платы на общедомовые нужды (ОДН) происходит следующим образом: из объема общего потребления домом по показаниям общедомового прибора учета вычитается начисление по нормативу и индивидуальным приборам учета, а остаток делится на все помещения пропорционально площади.
Если в доме нет общедомовых приборов учета на горячее водоснабжение, то площадь общедомовых помещений умножается на норматив на ОДН, делится на площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь конкретной квартиры.
— Как можно уменьшить ОДН?
— Во-первых, необходимо обеспечить единовременную и точную передачу показаний всех индивидуальных счетчиков и общедомового прибора учета, а также своевременно отображать количество проживающих (даже временно) в помещениях, не оборудованных счетчиками.
Также уменьшить потребление на общедомовые нужды можно с помощью мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания общедомовых сетей: своевременное устранение течей и так далее.
При системном подходе собственники жилья могут снизить плату за отопление благодаря мероприятиям по повышению энергоэффективности дома: утеплить фасады, заменить окна в подъездах на пластиковые, оборудовать входные двери доводчиками и вторыми дверями, контролировать объем потребления по прибору учета и своевременно регулировать систему отопления.
— С чем могут быть связаны ошибки в квитанциях?
От ошибок никто не застрахован. С каждым случаем следует разбираться отдельно. Повысить точность расчетов позволяет своевременная передача показаний счетчиков жителями. Напомню, что передать данные в Апатитах можно с 18-го по 23-е число месяца по телефонам 6-54-99, 68-68-0, на сайте teplo.kola.tgk1.ru или в ящик в офисе на улице Дзержинского, 35, в Апатитах, а также через ОАО “Апатитыводоканал”: телефоны 2-47-04, 2-47-06, 2-47-08.
Многие жители не передают показания своевременно и по правилам получают счет с выставленной платой по среднему значению за три месяца — в этом случае возникает много вопросов. Впрочем, даже в такой ситуации визит в офис не требуется — передайте текущие показания, и перерасчет будет произведен в следующем месяце. Часто бывает, что изменяется количество собственников, а документы своевременно не предоставляются, что также приводит к ошибкам.
— Что делается для повышения качества обслуживания потребителей?
— Мы постоянно работаем над этим. В прошлом году переехали в новый клиентский центр в Апатитах, который стал просторнее и комфортнее и позволил снизить время ожидания. Для удобства потребителей был увеличен график работы — специалисты ведут прием с 8 до 19 часов. В случае большого ажиотажа мы вводим дополнительный день приема.
Отмечу, что многие операции не требуют участия специалиста Клиентского офиса. Например, если вы хотите передать акт установки счетчика, оформленный УК или обслуживающей компанией, то достаточно просто опустить копию акта в ящик для приема показаний. Можно написать письмо и отправить почтой, можно воспользоваться виртуальной приемной на сайте teplo.kola.tgk1.ru.
Мы учитываем пожелания со стороны жителей и стремимся сделать все для более качественного обслуживания. Любое обращение или заявление можно также направить по электронной почте common@atec.kola.tgk1.ru, письмом по адресу: 184209, Апатиты, Апатитская ТЭЦ, или через тот же ящик для приема показаний в офисе на улице Дзержинского, 35.