Обстоятельства в жизни складываются по-разному — что-то возникает и что-то заканчивается. Но чтобы так быстро?.. Ведь только 17 декабря мы писали о начале регулярных рейсов авиакомпании “Нордавиа” из апатитского аэропорта “Хибины”. И вот 28 февраля полетит последний самолет.
Полеты “Шереметьево” — “Хибины” — “Шереметьево” по пятницам и воскресеньям “Нордавиа” начала 11 декабря. Это были самые удобные дни для туристов и для командированных. Впервые к нам начал летать “Боинг-737”, рассчитанный на 108 пассажиров.
Тогда, в декабре, много говорили и об аэропорте “Хибины” — региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин отмечал, что компания “ФосАгро” вдохнула в него жизнь. Предприятие уже несколько лет инвестирует средства в модернизацию и техническое оснащение аэропорта, и теперь здание отремонтировано, комфортно для путешественников, а сами работники аэропорта надеются на открытие международного терминала. Упоминались в декабре цифры — ежегодно увеличивающийся на 25-30 процентов турпоток, и деньги — в последнее время горнодобывающая компания вложила в развитие аэровокзала более 60 миллионов рублей.
А еще высказывались надежды на то, что в туристический сезон рейсы “Нордавиа” будут привлекательны для лыжников и сноубордистов, а к лету — и для самих жителей Мурманской области. Перевозчик даже обещал расширить расписание и ввести дополнительные прямые рейсы на Черноморское побережье. Обещали также скидки бюджетникам, студентам и пенсионерам, а еще — бонусы и премиальные программы.
И вот теперь оказалось, что пора заканчивать. Пассажиров мало. Об этом “ДД” узнала в пресс-службе авиакомпании “Нордавиа”. Виктор Аношкин, директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям ЗАО “Нордавиа-Региональные авиалинии”, сообщил нам вот что:
“Авиакомпания “Нордавиа” вынуждена прекратить с 28 февраля 2016 года выполнение регулярных рейсов по маршруту “Москва (аэропорт Шереметьево) — Кировск”. Этот маршрут был открыт 11 декабря 2015 года в расчете на перевозку в Кировск и обратно любителей горнолыжного спорта и сотрудников акционерного общества “Апатит”, входящего в группу компаний “ФосАгро”. Однако эти ожидания не оправдались. “Нордавиа” все это время выполняла рейсы на этом маршруте практически по негативному сценарию, что в конечном счете привело к закрытию маршрута.
Что касается пассажиров, купивших билеты на рейсы данного направления, то всем им будет предложено либо воспользоваться рейсами “Нордавиа” через Мурманск, либо сдать купленные билеты, получив их полную стоимость. В летнее расписание авиакомпании маршрут “Москва — Кировск” включен не будет”.
На мой вопрос о точных цифрах пассажиропотока Виктор Григорьевич ответил, что компания не дает точных цифр, но практически все рейсы с начала открытия маршрута были для “Нордавиа” убыточными. А на вопрос о реакции на эту новость областного правительства уточнил, что трехстороннее соглашение было подписано между “Нордавиа”, АО “Апатит” и Группой компаний “Вэртас”. Правительство Мурманской области в этой сделке никогда не участвовало.
И все же область не торопится прощаться с “Нордавиа”. Как сообщило агентство “Би-Порт”, областное правительство уведомлено об отмене рейсов. Министр транспорта Дмитрий Соснин напомнил о подписанном трехстороннем соглашении о сотрудничестве и об инвестициях, которые были вложены компанией “ФосАгро” в развитие аэропорта “Хибины”, являющегося частью программы государственно-частного партнерства по развитию туристического кластера Мурманской области. Агентство процитировало слова министра: “Необходимо провести переговоры со всеми сторонами для понимания причин отмены рейсов и поиска путей выхода из сложившейся ситуации”.
Впрочем, нам, пассажирам, мало дела до соглашений. В “Хибинах” остаются еще два перевозчика — “Северсталь” и “Псковавиа”, которые продолжают выполнять регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург.