Маленькая заметка о «диком мужчине» в прошлом номере «ДД» вызвала у наших читателей массу эмоций и темпераментное обсуждение. Как странно: очерки о хамстве публиковали в «Комсомолке» и «Юности» еще в семидесятые, а Михаил Зощенко о хамах фельетоны писал вообще до войны. И надо же — не устаревает тема!
Знаете, а ведь принципиальных хамов мало. Таких, которые получают искреннее наслаждение, обижая других. Но это просто испорченные люди, такие же, как гнилые яблоки: отложи его в сторонку и выбери крепкое и здоровое. Так и мы поступаем с людьми. Разве у вас в друзьях водятся принципиальные хамы? Разве вы дружите с обладателями скверного характера?
Дело в другом. Есть очень справедливые фразы. Например, слова доктора: «А что Вы хотели в Вашем возрасте?» Или продавца: «Вы что, не видите, у меня очередь!» Или чиновника: «Вы каким местом это читали?» Или прохожего: «Куда прешь?» Нормальный русский язык, правда? А день бывает испорчен, и даже плакать хочется…
Наш читатель пишет: у меня мигрень, а в автобусе толкаются. И он, конечно, прав. Он имеет полное основание злиться на такое стечение обстоятельств. По себе знаю: придешь на работу — живот, например, болит. А тут по телефону звонят, коллеги вопросами донимают, бухгалтер бумажки носит, ребенок доложил о двойке за контрольную и — кульминация! Приходит, сволочь, посетитель! И чушь какую-то несет, и внимания твоего требует, и выглядит он плохо, да еще собачонку притащил. А у тебя живот болит, дети-двоечники и весь день не задался.
И тут, сжав зубы и меча из глаз пламя, ты этому посетителю «вежливо» отлуп даешь. На выход, мол, любезный, не по адресу обратились. И не просто отправляешь, а даже зад со стула не поднимаешь, потому что прав ты — день у тебя такой! Вот и все.
А спустя полчаса гадко на душе делается. И мерещится этот человек с собачонкой, и даже про живот забываешь. Противно, будто это не ты нахамил, а тебе. То есть осадочек остался. И вот в нем-то все и дело. Этот-то осадочек и не позволяет сделаться хамом записным. Но не у всех он, осадочек, видать, бывает… А ведь только он нам совсем скурвиться не дает.
Есть еще разновидность хамов — это люди с комплексом «принца». Знаю таких — все им должны. Наверное, когда-то родители не объяснили им, что прежде, чем что-то потребовать, нужно что-то отдать. В том числе и совсем незнакомым людям. Не отрывать от себя последнее — быть почтительным, просто так, ни для кого, для себя. Руку подать старику, дверь придержать, по луже проехать с малой скоростью. Но, говорят, культура почтения в России после 17-го года практически утрачена. Так ли это? Не знаю. Вам судить, дорогие читатели.
И еще одно — про места в автобусе. «В транспорте не уступаю, так как я плачу за удобство и имею на него все права», — пишет наш читатель. Конечно, имеет! И прав он, но не уважаем лично мной.
Расскажу историю. Однажды я ехала вместе со своим дедом — милейшим, интеллигентнейшим человеком, в троллейбусе. Я была студенткой, дед приезжал меня навестить. Мы вошли — мест нет. А деду вообще ходить тяжело, он ранен был на фронте. Он стоит с палочкой в этом проклятом троллейбусе, а чтобы никто не догадался, как ему трудно, он с людьми шутит по деревенской привычке, ласково так, чтобы улыбнулись они. И до сих пор помню, как до слез было стыдно за людей — сильных, молодых, «имеющих право на удобство». С тех пор, честное слово, просто не могу заставить себя сидеть в автобусах — возникает передо мной та картина, представляю, как в какой-то другой точке мира стоит старик, а такие же, как я, — сидят…
Знаете, мне кажется, что хамы — это просто люди без воображения. И с самой что ни на есть мелочной душой.
xa-xa-xa-xa-xa-xa….
На хамство нужно отвечать адекватно. ещё большей грубостью и террором..