С Александром Сергеевичем мы разговаривали за два дня до начала фестиваля. Он был очень рад, что его работу приняли на конкурс. О том, получит фильм награду или нет, не говорили. Ведь конкуренция такая жесткая, что само участие в фестивале уже большой успех. Но когда жюри присудило фильму диплом второй степени, это стало неожиданностью. Хотя для документальной ленты “Уходя, оставьте свет…” я бы и Гран-при не пожалела…
Из одной номинации
Фестиваль был уже восьмой по счету. В конкурсной программе этого года участвовало 120 работ в восьми номинациях. Это были документальные, игровые фильмы, телевизионные программы, короткометражное кино, очерки, репортажи.
“Многополярный мир” — такова была тема “Северного характера” в этом году. А темой традиционного медиафорума фестиваля стала “Холодная война в холодном мире”. Участники могли высказаться о роли журналистики в современном мире, в информационных войнах между западными и российскими СМИ.
Состоялась презентация книги “70 мирных лет в приграничье: 1944-2014”, ее представила автор Улауг Бюе Гамнес из Норвегии. Прошла премьера фильма “Монченоры” телеканала “ТВ-21”. Картина посвящена одной из самых драматических страниц истории Мончегорска — эвакуации никелевого производства в годы войны в Норильск.
Председателем жюри кинофестиваля был Валерий Гамза, журналист и продюсер (старшее поколение помнит его по работе в ВГТРК “Мурман”), член Академии Российского телевидения, лауреат национальной премии ТЭФИ.
Из всех работ должны были определить лишь одного победителя, обладателя Гран-при. И впервые победил российский фильм “Атлантида Русского Севера” режиссера Софьи Горленко, о том, “как создают, бьют, спасают Русский Север и какая из всего этого выходит свободная и тяжелая жизнь”.
В номинации “Документальный фильм-дебют” лучшей признали работу “Жизнь должна быть прожита” (SVT, Швеция). Кстати, из этой же номинации — фильм “Атлантида Русского Севера”, а также короткометражный фильм из Апатитов “Уходя, оставьте свет…”, получивший по решению жюри диплом второй степени.
Сценаристы фильма — Александр Еремеев и Сергей Захаров. Режиссер, оператор, ведущий — Александр Еремеев. Это фильм-размышление о судьбе русского народа после тяжелых испытаний, политических репрессий 1929 года на примере одной семьи. Автор посвятил фильм памяти Ларисы Адамовны Гладиной, известного в городе человека, удивительной женщины, бессменной ведущей Рубцовских чтений, заслуженного работника культуры РСФСР, почетного гражданина Апатитов. Александр Сергеевич во время подготовки фильма собрал и изучил большое количество материалов, в том числе архивных, воспоминаний. Черновой вариант фильма показали в некоторых небольших аудиториях, после чего он получил как одобрение, так и некоторые замечания зрителей. Но с подключением к работе над фильмом Сергея Захарова, при подготовке к фестивалю “Северный характер”, фильм приобрел более глубокую трактовку и общественную значимость.
Одержимость
К заслуженной награде фестиваля Александр Еремеев шел долго, любимому делу он отдает все свое свободное время.
Свой успех автор оценил так:
— Неожиданно, но очень приятно.
А вот что говорит о Еремееве и его участии в “Северном характере” Николай Ефремов, друг и единомышленник:
— Событие незаурядное, выдающееся не только в культурной и общественной жизни нашего города, но и области. Мы можем только гордиться этим. Наверное, этого не могло случиться без фанатической преданности и горячей любви к избранному делу автора фильма Александра Еремеева. Это несомненная его заслуга, безусловный громкий и заслуженный успех.
Честно говоря, я сомневался в успехе этого мероприятия: трудно соперничать в жесткой конкуренции с авторскими коллективами профессиональных мастеров жанра, имеющих и соответствующую технику, и финансовую поддержку, и продюсерскую “раскрутку”. Фильм Еремеева, по сути, создавался на голом энтузиазме. Но упорство, терпение и труд авторов и тот самый северный характер принесли свои плоды, увенчались успехом. Я искренне рад тому, что этот фильм признан на столь высоком международном форуме, но вдвойне рад, что он посвящен памяти известных, уважаемых, близких и дорогих людей, истории городов Хибин.
У Алесандра Еремеева нет специального профессионального образования, фотография и кино — это его увлечение, страсть. Видеокамеру он впервые приобрел в 1997 году, самостоятельно дошел до тонкостей мастерства. Он по-настоящему сам себе режиссер, сценарист, оператор, монтажер и музыкальный оформитель. Но, как говорит Николай Ефремов, все это не имело бы успеха без любви к избранному делу, одержимости, без упертого “вологодского” характера.
Фильм Александра Еремеева “Уходя, оставьте свет…” можно будет найти в архиве телекомпании “ТВ-21”, организатора фестиваля. Кроме того, в ближайшем времени диски с фильмом появятся в библиотеке-музее имени Ларисы Адамовны Гладиной.
Браво, Александр Сергеевич! Успеха и новых вершин!