Нужна атмосфера

Юрий Чернов (в центре) и группа его товарищей-туристов.  У них есть свой взгляд на плюсы и минусы отдыха в Хибинах. Фото Ольги Бачища.
Юрий Чернов (в центре) и группа его товарищей-туристов. У них есть свой взгляд на плюсы и минусы отдыха в Хибинах. Фото Ольги Бачища.

Когда люди вкладывают силы, время и деньги в какое-то дело, им всегда интересно, как это выглядит со стороны. Поэтому перед открытием горнолыжного сезона мы встретились с туристами из Санкт-Петербурга. И поговорили — будут ли Хибины рано или поздно популярным курортом и что для этого нужно?
Раньше и теперь

Горный клуб “Перекати-поле” из Санкт-Петербурга собрал людей, увлеченных горами и путешествиями. Он был организован в 2007 году, когда начались регулярные поездки в Кировск на выходные, и до сих пор петербуржцы собираются вечером в четверг, выезжают на микроавтобусе от станции метро “Дыбенко” на Север. Прибывают в Кировск, катаются, а в воскресенье вечером — домой.
Хотя со временем география путешествий значительно расширилась, “Перекати-поле” по-прежнему приезжает в Хибины. На нынешний сезон запланировано, по крайней мере, три поездки. У ребят — комфортабельный автобус на девять человек, горный гид и горнолыжный инструктор, и перед началом катания они проводят курс по безопасному поведению в горах.
Вечером 28 ноября мы встретились с петербургскими туристами в гостинице “Хибины”. Вот они — восемь человек с румяными щеками, которые в пятницу катались в Полярных Зорях, в субботу — на склоне “Кукисвумчорр”, а на воскресенье планировали “Большой Вудъявр”.

— Впервые я попал в Хибины еще школьником, с туристической секцией ленинградского Дворца пионеров. Но дело было летом, поэтому не на лыжах катались, а в походы ходили, — рассказывает Юрий Чернов, руководитель клуба. — Потом увлекся горными лыжами, затем фрирайдом и стал приезжать уже на гору. И группы возить.

Автобус дает нам возможность быстро и с комфортом добраться на выходные до гор. Конечно, были времена, когда билет на самолет до Кировска стоил около 40 рублей, и мы летали, когда хотели. Потом с авиасообщением стало хуже, да и трасса была ужасная. Но все равно ездили.

…Все три дня в Кировске у нас обычно расписаны по минутам. Живем в гостинице “Хибины”, частным сектором не пользуемся — неизвестно, к какому хозяину попадешь. На наш взгляд, в “Хибинах” условия отличные, с каждым годом все лучше, придраться не к чему. Номер стоит от 2400 рублей в сутки. Важно, что в “Хибинах” гибко подходят к организации питания — тем, кто проводит день на горе, нужно плотное, но двухразовое, потому что обеденное время мы проводим на склоне. Удобно, что гора рядом, с нее можно прямо на лыжах к гостинице спуститься.

На склоне “Кукисвумчорр” в прошлом году открылся хостел, но нам пока не случалось там жить. В любом случае здорово, что построили! Нам вообще очень нравится на “Кукисвумчорре”: атмосфера душевная, для фрирайдеров формат подходящий. Вот, скажем, мы катались в Норвегии, — Нарвик, Лофотены. И там все очень странно: подъемники работают с пяти вечера, верхние почти не включают. А на “Кукисвумчорре” стараются моментально реагировать на все потребности туристов.

Ловите момент!

Сегодня в Хибины клуб “Перекати-поле” ездит реже, чем раньше. За последние годы ребята осваивали склоны Европы, И в этом сезоне они запланировали поездки в Доломитовые Альпы (Италия), фрирайд-лагерь в Ля-Граве (Франция) и фрирайд в Джексон Хоул (США). Есть планы традиционно посетить и Красную поляну.

— Сезон в Хибинах мы обычно закрываем в середине мая, хотя можно кататься и позже, но уже условий нет — подъемники останавливают. Да и туристы в это время больше мечтают о море, — рассказывает Юрий.

А мы сидим и мечтаем о Доломитовых Альпах, Вайоминге и Чили… И спрашиваем, нравятся ли петербуржцам цены в Кировске.

— Цены нормальные. Конечно, есть горнолыжные курорты совсем дешевые, например в странах Восточной Европы (Словакия, Словения, Польша). Но… все сэкономленные деньги “съедает” дорога: и самолетом, и машиной добираться дорого.

По мнению петербуржцев,  Кировск обретает второе дыхание. Медленно, но все же что-то происходит.

— Жаль было наблюдать развал и запустение склонов. А сейчас все понемногу приходит в норму к удовольствию туристов. Нужно не упустить момент кризиса, когда часть лыжников не сможет поехать на привычные зарубежные курорты, и предложить им Хибины. Прошлой зимой люди все еще проводили заранее запланированные лыжные каникулы за границей. Этот сезон, я думаю, покажет, что к чему.

Но в любом случае сюда не поедет большинство тех, кто привык кататься в Альпах. Они поедут в Сочи.
А Сочи Кировску не догнать, там совсем иной уровень сервиса. И там, кстати, сделали невозможное — полностью заменили старый обслуживающий персонал на людей адекватных и обученных работать в туризме. Раньше ведь как было? Как везде, по принципу “вас много, а я одна”. Теперь в Сочи такого нет. Но там дорого, очень!
Хотя, думаю, что Москва по-прежнему будет летать в Сочи. А вот Кировску достаются туристы из Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

Что сделать?

— Что нам, туристам, нужно? Во-первых, качество трассы Санкт-Петербург — Мурманск. Сегодня она в приличном состоянии, ездить стало легко и безопасно. Поезд ведь никак не подходит — зачем тратить сутки на дорогу? Я думаю, нужен удобный авиарейс для горнолыжников, “самолет выходного дня”, чтобы прилететь в четверг вечером и улететь обратно в воскресенье.

Кстати, мы посмотрели, что и как летает в Питер из аэропорта “Хибины”, на его официальном сайте. Оказалось, что подобный рейс существует — из Питера можно улететь в Апатиты в четверг или пятницу в 17.30, в субботу в 10.10, обратно из Апатитов — в воскресенье в 19.45. Билеты в один конец стоят от 3759 до 7000 рублей. Но, возможно, на эти рейсы маловато мест для туристов в сезон?

— Еще хотелось бы, так сказать, туристический “кластер”, оторванный от индустриального мрака, от “чернухи”. Вот я был летом на базе “Куэльпорр” — это как глоток свежего воздуха: тишина, красота! И вот такое нам хотелось бы видеть везде в Кировске, чтобы можно было приезжать и летом, наслаждаться природой.

Мы после горы иногда ходим в некоторые заведения города. И хочется из одного приятного места попадать сразу в другое приятное место. Сам город не очень хочется видеть, особенно весной, когда вытаивает мусор, серые сугробы повсюду, снег не вывезен, полуразрушенные здания кое-где… На горе хорошо, в баре хорошо, а между — не очень. Нет общей курортной атмосферы. Конечно, очень трудно совместить туризм и промышленность, но для туриста важна ухоженность городского быта.

Склоны туристу нужны комфортабельные, безопасные как для новичков, так и для опытных лыжников. На любом курорте такие вещи учитываются.
Есть ли у Хибин радужные перспективы? Наверное, да, до тех пор, пока есть энтузиазм и инвестиции. Сейчас огромный плюс и у “Большого Вудъявра”, и у “Кукисвумчорра” — освещение. На “Бигвуде” сделали просто фантастический свет! Это позволяет расширить рамки сезона, ведь без света декабрь-февраль выбывают. А со светом ты и катаешься дольше, и ощущения на склонах совсем другие. Ведь почему еще люди не едут в Хибины? Из-за темноты. Кольский Север и полярная ночь в понимании туриста из Средней полосы — это холод и жуткая тьма. Какое катание?

И еще об атмосфере. Она очень нужна не только на горе, но и под горой: бары, рестораны, развлечения. Вот как в Италии, где посидеть в шезлонге с видом на склон не менее важно, чем просто кататься.

Мне кажется, что для вашего региона самое главное — учесть все нюансы климата и светового дня, организовать доступный, удобный транспорт и создать общий туристический фон!

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *