От заказанной Микеланджело скульптуры Бахуса…

49-10-khristos
Фрагмент “Страшного суда” Микеланджело Буонарроти.

От заказанной Микеланджело скульптуры Бахуса Папа Римский отказался — обнаженный нетрезвый пацан показался понтифику слишком чувственным и даже развратным. Сегодня это одна из самых совершенных скульптур (так люди говорят). А когда Микеланджело закончил своего знаменитого Давида… Это имя искусствоведы произносят с придыханием и закатывают глаза, то есть нет ничего искусней и выше. Так вот, четыре года ваял мастер этого голого мужика, закончил работу и выставил ее на площади Сеньории перед зданием горсовета тогдашнего… А ночью горожане забросали шедевр камнями и чем-то помягче. Они категорически не приняли то, что сегодня считается, как опять же люди говорят, “одной из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом”.
Микеланджело (и в третий раз я написал это имя и ни разу не ошибся) не очень везло с оценкой публики. Достаточно еще вспомнить, как святых и грешников на монументальной фреске Страшного суда в Сикстинской капелле одевали в штаны, в набедренные повязки, целомудренно рядили в покрывала. Это очередной Папа решил, что христианство и голые зады несовместны. Говорят, мастер огрызнулся — просил передать Папе Павлу IV, что “удалить наготу легко, пусть он мир приведет в пристойный вид”.

Мое мнение не сходится ни с восторгами искусствоведов, ни с папскими буллами, но оно ведь никого не интересует… Как? Вы просите поделиться? Легко! Суть сикстинского “Страшного суда” не в том, что они там без штанов. И даже не в том, что, если долго всматриваться в эту фреску, станет по-настоящему страшно и тоскливо, куда там современным триллерам и хоррорам! Мне не нравится центр фрески, а именно — фигура и лицо Спасителя. Это какой-то злой, жестокий громила, пришедший взыскать долги с неудачников… Ой, а ведь так и есть! Только орудует он не битой бейсбольной, не утюгом, а котлами с кипящим маслом, щипцами и сковородками докрасна раскаленными. Ух, ну я и додумался.
В общем, как сказали бы наши девчонки, грубый он и неженственный. Кто? Да оба — и мастер, и его герой. А мастер был еще и женофобом. Женщины на его картинах, фресках и в скульптурах, как правило, грузно мужиковатые и совсем непривлекательные.

Вот кто умел ваять женщин, так это древние греки. И одно из их потрясающих изваяний — Ника с острова Самофракия. Кто ее делал, неизвестно. Когда — тоже не могут установить, говорят разное — от 200 года до нашей эры плюс минус век-другой. Мало того, так уж случилось, что у этой богини победы нет головы и рук — не врожденный дефект, с возрастом потеряла. Правого крыла не было, восстановили по левому. И вот, несмотря на все эти изъяны, она — женщина. Поверьте, вы будете стоять перед ней долго, стоять и млеть. Да, она богиня, и в то же время — женщина. Под складками хитона — упругое, сильное и прекрасное женское тело, и кажется, коснешься, а оно теплое, живое. А крылья… Так ведь и современные женщины с крыльями. Присмотритесь!.. Черт, на патетику сбиваюсь, но они ведь двигаются вперед и вверх и нас за собой увлекают. Хоть это иногда и раздражает — “вынеси елку, вынеси елку”…
А как-нибудь мы еще до Моны Лизы доберемся, так что далеко не уезжайте.

Ваш Игорь Дылёв.

А скоро Новый год…

Открытие недели: Чем хуже память — тем чище совесть.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *