В представлении многих людей есть некий стереотип о работе охраны. Мол, сидят у пульта и ждут, когда где-нибудь сработает “тревожная” кнопка или сигнализация. Так ли это, проверила на себе репортер “ДД”.
Чтобы праздник не испортить
Во вторник вечером я вместе с нарядом вневедомственной охраны “заступила на дежурство”. Под свое крыло меня взяли Андрей Трофимов и Александр Баскаков.
Дежурство началось в шесть часов вечера. Сначала тех, кто заступает на дежурство, знакомят с оперативной обстановкой в городе, тут же они решают другие организационные вопросы. В семь часов к ним присоединилась и я. Мы сели в машину и сразу же отправились патрулировать город.
— Мы — сотрудники полиции, с точно такими же полномочиями, как у патрульно-постовой службы, — рассказывает Андрей Трофимов. — То есть наши наряды имеют приоритетную задачу: если поступил сигнал тревоги, нужно максимально быстро приехать на охраняемый объект. А в остальное время мы — обычный наружный наряд полиции.
Тут Андрей замечает фейерверк, который запускают где-то в районе рынка, и мы отправляемся туда. Большая компания устроила салют в честь трехлетнего именинника. Портить праздник сотрудники ОВО никому не хотели, но предупредить о требованиях пожарной безопасности были обязаны.
А заодно проверили, нет ли среди присутствующих тех, кто находится в розыске. Оказывается, так бывает всегда — ищут тщательно.
Поехали с огоньком
Патрулирование продолжается. Поездка по колдобинам дворов и проездов несколько утомляет. Но это мне с непривычки трудно считать кочки всем телом, а полицейские, кажется, никаких неудобств не замечают.
В начале девятого дежурный пункта централизованной охраны сообщает, что в одном из магазинов нажали “тревожную” кнопку. Андрей включает проблесковые огни и прибавляет скорость.
Водители, а вы точно ПДД помните? Машину с сиреной и световыми сигналами пропускать положено, а не игнорировать и уже тем более не начинать метаться по дороге, как мышь. Несмотря ни на что, около “Дружбы”, а именно там потребовалась помощь полицейских, мы оказываемся очень быстро. Появление сотрудников ОВО в общественном месте — это, я вам скажу, особое зрелище. На вызов по сигналу тревоги они приезжают в полной экипировке, с оружием, в бронежилетах и даже в касках. Покупатели магазина наблюдали за появлением полицейских с большим интересом. А в магазине случилась кража — местная охрана остановила двух мальчишек, которые пытались пронести мимо кассы шоколадки и пакет конфет. На вид пацанам не больше 14 лет, они рассказали, что живут в Кировске, шли на остановку и так есть захотели… В тот момент мне становится их жалко.
Тем временем сотрудники ОВО оформили все документы, посадили пацанов в машину и повезли в отдел полиции, там с ними должен разбираться инспектор по делам несовершеннолетних.
— Ребята, мне кажется, вы не в первый раз попались.
— Что вы, в первый! — глядя на меня честными глазами, утверждает один.
Через несколько минут, уже в отделе, когда инспектор устанавливает личности, выясняется, что оба 16-летних школьника находятся под следствием. Их подозревает в краже кабеля.
— И что с вами, такими врунишками, делать? — не выдерживаю я.
— Понять и простить! — глядя все так же честно, отвечает самый бойкий.
После оформления всех документов мы снова садимся в машину.
Зачем вызывали?
Около часа спокойной езды по городу, и снова вызов от дежурного. На этот раз наряд ОВО просят проехать в Старые Апатиты, где молодые родители не могут поделить ребенка.
Около дома полицейских уже ждет большая группа поддержки — родственники молодой мамы. Оказывается, дело вовсе не в ребенке. Несколькими минутами раньше тут произошла драка между бывшей женой и новыми подругами бывшего мужа. Сам мужчина, похоже, в конфликте выполнял роль наблюдателя. В чем причина рукоприкладства, разобраться сложно — все скандалят, но руками-ногами никто уже не машет, да и заявление в полицию писать не хотят. А это значит, что здесь сотрудникам полиции делать нечего.
Мы снова садимся в машину, и тут Андрей с Александром говорят, что теперь у них время обеда. Странно это звучит в одиннадцать вечера. Но такой уж у них режим работы — завтрак вечером, обед ночью, а утром отбой.
Остаток ночи прошел спокойно. Лишь один раз они помчались на сигнал тревоги — в одном из продуктовых магазинов с полки упал товар. Сработала сигнализация…
Их смена заканчивается в шесть утра. Еще какое-то время уходит на то, чтобы сдать оружие и написать рапорт, а потом — домой…