На прошлой неделе в школе №6 состоялись второй и третий этапы конференции “Шаг в будущее”. Совсем юные исследователи и ученики старших классов выступили на конференции с докладами, защищали проекты. 18 ребят получили дипломы первой степени. А вместе с ними и шанс выступить на Молодежном научном форуме Северо-Запада России “Шаг в будущее”, который пройдет в Мурманске с 16 по 21 ноября.
Им все вокруг интересно
Как вы думаете, что интересует школьников? Да нет, я о научных интересах! Оказывается, им интересны не только тайны английских имен, история символов команд Национальной Хоккейной Лиги или образ ребенка в русской литературе. Они выясняют, как на нас влияет звук, есть ли перспективы развития туризма в Мурманской области, почему не из каждого семени зарождается жизнь. Мало того, эти дети наблюдательны и практичны, пишут работы на тему “Бумага из макулатуры” и “Как не стать жертвой мошенничества”, изобретают робота-охотника за полярными сияниями и создают компьютерные программы, способные переводить тексты. В общем, в списке работ, авторы которых получили на конференции дипломы первой степени, можно обнаружить очень интересные и неожиданные темы.
Мы решили поговорить с двумя дипломантами. Один из них, Александр Авдонин, десятиклассник из школы №7, выступал на конференции с работой “Несколько идей по усовершенствованию счетчика ГВС” (научный руководитель Александр Владимирович Кривошеев, учитель технологии). Тема актуальная, у нас в редакционной почте всегда много жалоб и гневных писем. Люди пишут о том, что не хотят платить за горячую воду, которая несколько минут нагревается.
— Саша, почему ты выбрал такую тему?
— Думаю, многие, умываясь по утрам, замечают — включаешь горячую воду, а некоторое время идет холодная. Этот факт и стал поводом для наших исследований.
— Как именно ты предложил усовершенствовать счетчик?
— Мы вместе с Александром Владимировичем, учителем технологии, придумали два способа по улучшению работы счетчика. Принцип работы прибора учета горячей воды состоит в измерении количества оборотов крыльчатки — она вращается под воздействием проточной воды. И один из вариантов непосредственно связан с изменением материала, из которого сделана крыльчатка счетчика. Также мы придумали включить в систему водоснабжения прибор, с помощью которого горячая вода будет поступать к счетчику, а холодная — обходить его. Александр Владимирович помогал мне: направлял мысли в нужное русло, ставил конкретные глобальные и промежуточные цели, давал советы.
Ошибки, которых могло не быть
Вторую работу, которая заинтересовала редакцию, написала семиклассница гимназии №1 Диана Никанова (руководитель Елена Дмитриевна Иванова, учитель русского языка и литературы). Работа Дианы называется “Нарушение норм русского литературного языка в рекламной продукции города Апатиты”. Девочка изучила и историю возникновения рекламы — от Древнего Египта и Рима, Руси XX века и до наших дней. О том, что “реклама — двигатель торговли”, знают все. Но, пишет Диана, “не все рекламодатели ответственно относятся к своей работе — орфографические, пунктуационные и речевые (стилистические) ошибки стали нормой. Для создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем, чем грамотность и “добротность”. Нас интересует наружная реклама, “непрофессиональные” объявления, объявления в СМИ города Апатиты”.
Диана вместе с педагогом провела анкетирование взрослых и детей. Оказалось, “из 100% (82 человека) респондентов 73% (60 человек) обращают внимание на ошибки, допущенные в наружной рекламе. 13% (11 человек) положительно относятся к рекламе с ошибками, 60% (49 человек) относятся отрицательно. 27% (22 человека) к проблеме относятся нейтрально”.
Дальше Диана рассказывает о типичных орфографических, пунктуационных и речевых ошибках, которые им удалось обнаружить в рекламных объявлениях. Орфографические ошибки — распространенное явление. С пунктуацией проблем не меньше. Авторы рекламных текстов никак не могут справиться со знаками препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах, обособлении распространенных определений, выраженных причастными оборотами. А еще с употреблением кавычек в словах, обозначающих названия организаций, магазинов, салонов.
Речевые (стилистические) ошибки в основном допускают из-за незнания правил русского литературного языка. И часто рекламный текст в результате превращается в бессмыслицу и бред.
Поздравляем!
Дипломы первой степени конференции “Шаг в будущее” вместе с Александром Авдониным и Дианой Никановой получили:
- Егор Зиндрин (4-й класс, школа №6),
- Алина Султанова (11-й класс, школа №6),
- Эвелина Киршина (7-й класс, школа № 10),
- Дарья Федорова (5-й класс, школа №15),
- Анастасия Канивец (Апатитский политехнический колледж),
- Роман Полюгаев (6-й класс, школа №10),
- Анастасия Сусь (8-й класс, школа №4),
- Софья Смирнова (11-й класс, школа №5),
- Елена Старосоцкая (5-й класс, школа №7),
- Дмитрий Жиганов (6-й класс, школа №10),
- Виктор Бушмелев (11-й класс, школа №5),
- Тамара Дядик (6-й класс, школа №15),
- Эльдар Юнусов (6-й класс, школа №5),
- Алена Еремеева (8-й класс, гимназия №1),
- София Распутько (11-й класс, школа №14),
- Максим Щур (5-й класс, гимназия №1).
Елена Балабкина, Валерия Маркитан.