Будет адаптивный спорт

Анна Щеглова занимается с ребятами в школе №3. У этих детей нет никаких сложных дефектов  и инвалидности. Лечебная гимнастика и упражнения из пилатеса  помогут им оставаться здоровыми. Фото Елены Балабкиной.
Анна Щеглова занимается с ребятами в школе №3. У этих детей нет никаких сложных дефектов и инвалидности. Лечебная гимнастика и упражнения из пилатеса помогут им оставаться здоровыми. Фото Елены Балабкиной.

ДЮСШ “Олимп” начала очень важную и непростую работу — занятия спортом с детьми, которые имеют проблемы психического и физического развития.
Идея сама напросилась

Директор “Олимпа” Илья Кондратьев говорит, что идея создать адаптивное отделение у него появилась несколько лет назад.

— Тогда я, пусть и недолго, работал директором коррекционной школы №19, — рассказывает Илья Александрович. — Потом в системе специальных школ началась реформа, многие из них объединили. Я перешел работать в “Олимп”, но идея осталась.

Те, кто когда-нибудь работал с особенными детьми, знают, как важно помочь им адаптироваться в обществе. Тут нет разницы, ментальные у них нарушения или какие-то физические проблемы, главное — дать им еще один, дополнительный шанс. Здание бывшей школы №19, в котором сейчас работают коррекционные классы школы №7, совсем рядом с “Олимпом”, дети часто катаются на лыжах по нашим трассам вместе с преподавателем Олегом Юрьевичем Лаюровым. И решение организовать адаптивные группы по лыжным гонкам напрашивалось само собой. К тому же, в начале января у нас в спортшколе появился новый тренер — Андрей Леонидович Пысин. Он поделился со мной желанием попробовать, пусть минимально, реализовать программу “Лыжи мечты” — занятия горнолыжным спортом с детьми-инвалидами. Наши интересы совпали, и я этому очень рад.

Несколько месяцев Илья Кондратьев прорабатывал идею открытия специального отделения: собирал информацию, изучал документы, встречался с теми, у кого большой опыт в этом направлении. Например, со специалистами мурманской детско-юношеской спортивно-адаптивной школы №15. Это пока единственная в области подобная школа.

Сложилось, как пазл

Наверное, это на самом деле неслыханная удача, когда твоя идея привлекает людей, способных ее реализовать. Так случилось и в “Олимпе”, когда вслед за Андреем Пысиным, тренером-горнолыжником, в спортшколу на тренерскую работу пришли Олег Лаюров и Анна Щеглова. Олег Юрьевич — педагог со стажем, 23 года работал учителем физкультуры в школе №4. Последние четыре года он преподает физкультуру в коррекционных классах школы №7. Анна Щеглова — студентка-заочница факультета адаптивной физкультуры университета имени Лесгафта и инструктор по пилатесу. По словам Ильи Кондратьева, он буквально вцепился в редкого специалиста, и теперь Анна тоже тренер “Олимпа”.

— У нас впереди непростая работа, — считает Олег Лаюров, — Главная ее цель — помочь развиваться детям со сложными сочетанными дефектами. Помочь им найти свое место в обществе. Про них обычно говорят “необучаемые, но опекаемые”, большую часть жизни они проводят в специализированных учреждениях. Но у этих детей есть немало интересных особенностей. Именно физическое развитие у таких детей, как правило, в порядке. Большинство обычных ребят почему-то терпеть не могут кататься на лыжах, а у наших с лыжами ну просто любовь! Трассы “Олимпа” в этом году держались до 1 мая, и мы до 1 мая ходили кататься.
Еще они очень любят соревноваться. Мы уже ездили в Мурманск, там проводят соревнования по программе “Специальная Олимпиада в России”.

— Да, работа нелегкая! — согласен с коллегой Андрей Пысин. — Мне как тренеру очень важно, чтобы с воспитанниками был контакт, а на занятиях — дисциплина. Но традиционные методы тут не всегда работают. Например, резкий звук свистка может подействовать как источник раздражения, а контакт крайне трудно наладить с детьми, страдающими ментальными нарушениями, например с аутистами.

В начале важного пути

Вот что я выискала на одном из Интернет-сайтов для педагогов и родителей особенных детей:

“Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе. Кроме того, она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, постепенным снижением видимой помощи взрослого. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя”.

Тренерам нового, адаптивного отделения во многом приходится рассчитывать  на самообразование. Хорошо, что сейчас нет недостатка в специальной литературе. Но не каждый педагог согласен и (или) способен взвалить на себя эту огромную гору работы.

Сейчас на адаптивном отделении начинают работу две группы лыжных гонок, занятия — четыре раза в неделю. И еще одна — горные лыжи, два раза в неделю. А на базе школ №3 и №14 Анна Щеглова трижды в неделю будет вести в трех группах занятия спортивной аэробикой с элементами  пилатеса. В этих группах смогут заниматься не только дети-инвалиды, но и те, у кого ослаблено здоровье. Или недостаточно физически развитые ребята.

Конечно, открытие отделения пока вовсе не значит, что с завтрашнего дня Апатиты станут центром подготовки паралимпийских чемпионов. Но это маленький шанс для особенных детей получить признание в обществе. И, может быть, все-таки стать спортсменом, выступить на Паралимпийских играх или Международной специальной Олимпиаде.

Поделитесь:Share on VK
VK

3 комментария на “Будет адаптивный спорт”

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *