Примерно сорок взрослых и детей затаили дыхание. Перед нами — иллюзионист Евгений Ощепков. “А когда будет темно?”, — шепчет кто-то из малышей. Но темнота этим фокусам ни к чему. Тут надо сидеть близко, смотреть зорко и держать себя в руках, чтобы не крикнуть: “Ну как такое вообще возможно?!”
“Я не верю в реальность, я предпочитаю магию”
Так утверждает Женя. И за два часа, пока идет представление с антрактом, заставляет всех нас поверить в невероятное. В то, что колода без рубашек по щелчку становится цветной. В то, что карта из рук барышни внезапно перемещается внутрь целого, неразрезанного лимона. В то, что… Да во все, что угодно! И мы верили, хотя качали головами, нервничали и психовали, а кто-то все тихонько повторял “Ой, господи…”
Кроме мастерства и ловкости, Женя обладает двумя, крайне нужными для фокусника, качествами. Он обаятельный, улыбчивый, немножко смешной, и он умеет расположить к себе публику, заговорить ей зубы и заморочить голову. Хотя в самом начале представления его руки чуть дрожали, ведь это первое “большое” выступление.
— Первые зрители у меня были в антикафе “Зефир”, где я работаю. Страшно было, меня зовут, люди собрались, а я… Было ощущение, будто кони на тебя бегут — вот эти глаза публики. А вот таких зрителей, как в библиотеке, у меня точно раньше не было — заинтересованные, доброжелательные, открытые. Все хотели, чтобы я продолжал, автографы брали.
Хотя Женя, можно сказать, начинающий фокусник, он уже кое-что знает про публику.
— Аудитория делится на три части. Первые — скептики, те, кто говорят: “Да ладно, ты просто нас обманываешь!” И где-то они правы: вот Стив Джобс семь видов айфонов придумал, а я “дабл-лифт” за магию выдаю! Но у меня есть специальный фокус для скептиков, автор — Крис Энджел. Вот, смотрите!
Женя показывает. Я сжимаю зубы — неохота чувствовать себя дурочкой.
— Вторая часть зрителей — искренне удивленные, готовые верить и радоваться тому, что их надули. Для них приятно работать, у них чистые эмоции. Но всего два процента — это главный мой зритель, тот, кто считает магию искусством и уважает иллюзиониста, как классного мастера.
В конце выступления в библиотеке Женя рассказал мальчишкам и девчонкам, у которых рты не закрывались от восторга, о правилах фокусников:
— Первый — не раскрывать секрет фокуса. Второй — тренироваться каждый день. Третий — не предупреждать зрителя заранее о том, что покажете. Четвертый — не показывать фокус дважды. И пятый, который сам по себе секрет.
Началось с бабули
Евгению Ощепкову — двадцать. Он студент Санкт-Петербургского университета физкультуры имени Лесгафта. Окончил спортколледж в Мончегорске, а пока был школьником, занимался в Апатитах баскетболом. При этом Женя говорит, что он — человек больше творческий. В Апатитах учился живописи в школе искусств у Александра Терещука, а когда уехал в Мончегорск, там окончил последний год “художки”. Сегодня он учится заочно и работает, а пару лет назад записался в цирк “Улыбка” апатитского ДК, чтобы заниматься там… гимнастикой и акробатикой!
А фокусы Женя начал осваивать лишь полгода назад. В это трудно поверить, но он говорит, что все дело в настойчивости и развитой мелкой моторике. Он знает примерно сотню фокусов с картами, умеет делать шестьдесят, а всего их насчитывается около 50 тысяч.
— Началось с бабушки, мы с ней часто в карты играем. И вот в январе я увидел фильм “Казино Ройяль”, и мне понравилось, как там карты тасовали. Подумал: надо и мне так же научиться, бабушку удивить. Нашел советы в Интернете, литературу почитал. Кроме интересных тасовок нашел и фокусы. И пошло-поехало.
Кстати, у бабушки я до сих пор выиграть не могу, всегда 5:0 в ее пользу. Она из того поколения, когда не было никаких развлечений, кроме домашних игр — домино, лото и карт. Так что у бабули огромный опыт и она меня обыгрывает легко.
Не отдавай никому
Женя Ощепков показывает мне свой “рабочий инструмент”. Это карты “Rounders” Дэниэла Мэдисона, которые использовали в фильме “Иллюзионист”. Мэдисон — знаменитый мастер и дизайнер, тут на “лицах” мастей изображены его друзья и близкие. Еще — карты марки “Bicycle”, которые являются стандартом для фокусников по всему свету. И, наконец, колода карт “Monarchs”, черные с золотым тиснением.
— Я заказываю карты в Интернете. Все они не для игры, у них более плотное покрытие, лучшее скольжение и веерность.
— У фокусников есть какие-то табу насчет карт?
— Да, их лучше не давать в чужие руки. Когда ты с ними работаешь, они начинают слушаться только тебя, и на сцене не подведут.
— Вы сказали зрителям о том, что фокусник не должен раскрывать свои секреты. Но как же тогда новички могут учиться? На чьем опыте?
— У фокусников есть принцип: “Не убивай магию, храни секрет от посторонних”. Но вообще-то, карточные фокусы и покупают, и продают. Я много фокусов покупал. Можно сказать, на обучение я потратил тысяч 10-12. Разъясняется не только техника, но и артистическая подача. Кроме того, в Москве и Питере проходят специальные конкурсы, можно съездить и поучиться. Там невероятные вещи показывают, ну представьте: раз — и нет у курицы головы, бац — и опять есть! И тут я спрашиваю себя: “А может, это я не существую, а с курицей все в порядке?”.
— А кумиры у вас есть?
— Да, это Дэвид Блейн, Генри Эванс, Крис Энджел, Пол Гордон. Люблю кино про иллюзионистов: вот новый, “Фокус” с Уиллом Смитом отличный, “Иллюзия обмана”, конечно. А больше всего мне нравится Джейсон Стэтхэм, он мой любимый актер, только фокусников не играет…
У меня всегда тузы
Летом Женя показывал фокусы на улице. Говорит, что каждый с этого начинает, лишь потом выходит на сцену. Микромагию технически в любой обстановке можно показывать, но улица отлично помогает раскрепоститься, найти подход к людям. Ну и с девушками знакомиться очень просто.
— Я хотел бы поехать в Лас-Вегас, конечно, — говорит Женя. — Интересно там на улице поработать. Ну и в казино сходить, хотя, таких как я, в казино не пускают. Потому что — хоп!
И он снимает с перетасованной колоды четырех тузов подряд. И смеется:
— У меня всегда тузы там, где я хочу! А насчет покера… Играть со мной можно, но лучше не давать мне в руки колоду. Иначе происходит вот что…
Женя тасует колоду, сдает мне и себе по пять карт, улыбается, и мы “вскрываемся”. Спасибо, Женя, не обидел — у меня на руках туз, король с дамой, десятка с восьмеркой разных мастей. А себе Женя сдал пиковый роял-флэш…
— Я вас не обманываю, я удивляю. Ведь смысл фокуса — заставить человека удивиться. Он на 90 процентов состоит из отвлечения внимания и на 10 процентов — из ловкости рук.
Эту ловкость Женя Ощепков разрабатывает ежедневно по многу часов. Тренируется перед зеркалом, потому что, если он видит лишнее, то и зритель это обязательно увидит. Самый сложный фокус он учил полгода. А ведь Жене вдвойне сложней, он левша, а специальных приемов для левшей нет, все приходится адаптировать.
— Вот кроме карт у вас шляпа есть, бабочка. А что еще?
— Монеты, покерные фишки. Был и кролик, но не прошел кастинг. Я его напрокат в зооуголке брал, но он слишком большим оказался. Нужен карликовый кролик, а у нас таких не продают.
— А вы можете забыть какой-то фокус?
— Могу, если долго не повторяю. У меня так уже было — стою перед людьми, и вдруг — ступор. Забыл! У меня есть фокус, который я терпеть не могу. Но он нравится публике, и значит, я его показываю. Ведь зачем фокусник без зрителя? Даже такого, что пришел разоблачать…
Если вы хотите увидеть бесподобную магию и почувствовать себя в иллюзорном мире — зовите Женю выступить или приходите к нему на представление. Его всегда можно найти в антикафе “Зефир”: Апатиты, улица Дзержинского, 31.
По многочисленным просьбам,Женя повторит свое выступление в библиотеке 10 октября в 18 ч.,вход платный 100 руб. Приходите,не пожалеете!
В библиотеке на Ленина или на Пушкина?
Прошу прощения у читателей и сотрудников библиотеки имени Гладиной — была под таким впечатлением, что не написала, где именно было представление. Конечно, библиотека-музей имени Гладиной на улице Ленина, рядом с ДК! Там же и следующее выступление пройдет.